Найдется все, включая деньги

24.05.2011, 19:05

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Крупнейший российский интернет-поисковик попал в число самых топовых новостных запросов: около полутора часов назад акциями «Яндекса» начали торговать на бирже НАСДАК.

Сегодня крупнейший российский интернет-поисковик сам попал в число самых топовых новостных запросов: около полутора часов назад акциями «Яндекса» начали торговать на нью-йоркской бирже НАСДАК (NASDAQ) .

IPO, то есть первичное размещение акций компании, вызвало среди инвесторов бешеный ажиотаж: спрос на бумаги в несколько раз превысил предложение, и акции «Яндекса» подорожали еще до начала торгов.

Экономический обозреватель НТВ Игорь Полетаев расскажет подробнее.

Алексей Пивоваров: «Игорь, давайте простыми словами, поскольку большинство людей не очень сильны в экономической терминологии. Что означает это размещение?»

Игорь Полетаев: «Первичное размещение акций — это когда компания впервые продает свои акции на бирже, их может купить любой желающий. Обычно вырученные деньги идут на развитие».

Алексей Пивоваров: «Тогда давайте напомним, что такое вообще „Яндекс“? И почему, по мнению многих, он наше интернет-все

Игорь Полетаев: «„Яндекс“ начинал с малого. Он разрабатывал программы поиска слов в больших текстах, причем даже еще не в Интернете. Программа искала заданные слова в огромных текстах, патентов, в словарях, даже в Библии. Алгоритм поиска при этом учитывал морфологию русского языка, то есть все формы слова (в английском-то словоизменение минимальное), и только потом этот алгоритм поиска приспособили к Интернету. Кроме того, „Яндекс“ сейчас активно добавляет разные полезные приложения».

Лилия Гильдеева: «В общем, перед нами — пример удачного стартапа».

Игорь Полетаев: «Без сомнений. В 2000-м компания стоила 15 миллионов долларов, а сегодня — 8 миллиардов. Стоимость „Яндекса“ выросла более чем в 500 раз!»

Алексей Пивоваров: «Действиетльно, сложно представить Рунет без них. Кстати, откуда такое название — „Яндекс“?»

Игорь Полетаев: «Это такой симбиоз аббревиатур. С одной стороны — это „я“ — „языковой индекс“, с другой — это „yet another indexer“, с английского можно перевести как „еще один индексатор“».

Лилия Гильдеева: «Игорь, „Яндекс“ продал свои акции, но кто теперь будет контролировать компанию?»

Игорь Полетаев: «Сейчас продали 16% акций. Заработать на в интернет-буме можно, порулить — нельзя. Когда компания начинает играть такую большую роль, то контроль над ней — это уже вопрос национальной безопасности. Государство заинтересовано в том, чтобы контроль над „Яндексом“ не ушел за границу. Поэтому „золотая акция“ „Яндекса“ — у „Сбербанка“. Она позволяет сделать так, чтобы ни один зарубежный инвестор не смог собрать блокпакет и получить контроль над компанией».

Подробнее о том, как прошло само размещение, и о том, что говорят о нем аналитики в Нью-Йорке, корреспондент НТВ в США Алексей Веселовский.

Сегодня имя «Яндекс» гремит на нью-йоркской Таймс-Сквер, где находится биржа NASDAQ. Уже с первых минут торгов акции российского интернет-гиганта — обозначается индексом YNDX — медленно, но верно растут в цене. И, в общем, это не удивительно — прогнозы сбываются.

К первичному размещению своих акций «Яндекс» готовился несколько месяцев, и изначально компания планировала выйти на технологическую биржу NASDAQ с ценными бумагами по 20–22 доллара за акцию. Но интерес, проявленный потенциальными инвесторами, оказался столь высоким — говорят, спрос превысил предложение в 10 раз, — что накануне открытия торгов «Яндекс» даже повысил стоимость акций: их начали продавать по 24–25 долларов. Котировки растут.

Аркадий Волож, генеральный директор компании «Яндекс»: «В компании мы к этому давно готовы были. Мы получаем некий мировой статус, мы всегда, даже с 90-х годов, когда нас никто не покупал за 15 тысяч, верили в то, что в мире должно быть место для большой технологической компании родом из России».

«Яндекс» — не первая российская интернет-компания, размещающая акции на зарубежных биржах. До этого «Рамблер» и «Мэйл.ру» провели IPO, правда, «Рамблер» позже ушел с биржи.

Но «Яндекс» в результате размещения ценных бумаг сможет выручить около 1,4 миллиарда долларов. Больше от первичной продажи своих акций получал в мире только «Гугл» (Google) — 1,7 миллиарда.

Брэд Ост, вице-президент биржи NASDAQ: «„Яндекс“ — это необычная IT-компания, не стартап, которому две недели, это готовый, серьезный бизнес. Отсюда успех на бирже с первого дня».

Интерес к «Яндексу» со стороны иностранных инвесторов вполне объясним. В прошлом году выручка компании выросла на 90%, и рост продолжается. После размещения акций капитализация компании может достичь 8 миллиардов долларов. И «Яндекс» контролирует 65% поисковых запросов в России. У «Гугла» в нашей стране доля в три раза меньше.

А вырученные деньги от первичного размещения акций «Яндекс» предполагает вложить в развитие сервисной базы и информационных центров.

Читайте также