Как сохранить культуру без потерь

23.05.2011, 18:01

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Масштабная реконструкция Спасо-Елизаровского монастыря в Пскове вызвала множество споров. При том, что в ремонте нуждается огромное количество памятников.

Масштабная реконструкция Спасо-Елизаровского монастыря в Пскове вызвала множество споров. Больше всего экспертов поражает то, что при огромном количестве памятников архитектуры, нуждающихся в ремонте, выбор пал именно на эту обитель. Кроме того, значительные средства, выделенные из федерального бюджета, якобы расходуются не только на восстановление утраченного, но и на модный новодел.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Затерянный когда-то в лесах Спасо-Елизаровский монастырь сегодня стал самым заметным культовым объектом на Псковщине. Его воссоздание неоднозначно восприняли историки, реставраторы и даже священнослужители.

Попав в целевую правительственную программу, монастырь стал получать крупные финансовые транши. В прессе заговорили о покровительстве обители самой Людмилы Путиной. В монастыре же такие денежные потоки объясняют волей Божьей и личностью бывшей настоятельницы — матушки Елисаветы, дело которой монахини сейчас продолжают.

Монахиня Рафаила, и. о. настоятельницы Спасо-Елизаровского монастыря: «Не для себя строим. Сюда может приехать абсолютно любой человек, кто бы он ни был. Хоть Владимир Владимирович. Все могут приезжать».

К 2000 году от монастыря сохранились полуразрушенный собор Трех святителей и братский корпус. Сейчас ухоженная территория огорожена стеной, восстановлены храм, сестринский корпус, хозяйственные флигели, дом для приема архиерея, дом священника…

Активно идет строительство гостевого коттеджа. Все эти масштабные работы стали возможны, благодаря почти полумиллиарду рублей, которые должны быть освоены за ближайшие три года.

Сергей Андреев, помощник и. о. настоятельницы Спасо-Елизаровского монастыря: «Здесь все дома строятся, не потому что хотим и строим. Нет. Сначала мы проводим историческую работу, работаем в архивах, определяем, что было на этой территории. Как я уже говорил, здесь свыше 30 построек».

Развернулась стройка и за пределами обители. Два кирпичных здания гостиницы возводят на землях, которые в древности тоже были монастырскими, а теперь заняты домами немногочисленных местных жителей. Именно земельный вопрос в свое время стал яблоком раздора между обитателями деревни и бывшей настоятельницей.

Сергей Бородулин, житель деревни Елизарово: «Та матушка хотела, видимо, взять все земли, которые здесь есть, под монастырь. Были претензии и к домам, и к жилью, даже к крышам. У меня на участке была большая крыша, к этому были большие претензии. Сейчас нет никаких претензий».

Скептически относятся к воссозданию Спасо-Елизаровской обители и некоторые псковские священнослужители. Считая, что глубокий смысл монастырской жизни все-таки в духовном становлении, а не в антураже.

Отец Павел, священник: «Там Людмила Путина, Любовь Слиска пробивают эти деньги. Значимость, конечно, есть. Место, конечно, хорошее и красивое. И воссоздавать — это тоже хорошо. Но вся беда в том, что это создается для высокопоставленных паломников. Там нет самого главного — нет духовной жизни».

Масштабная денежная поддержка конкретного объекта вызывает критику и у градозащитников. Ведь Псковская область — одна из немногих в России, сохранившая тысячи памятников. Только в самом городе их более 300. Но лишь десятки находятся в хорошем состоянии.

Местному бюджету масштабная реставрация не под силу. Спонсорских средств тоже недостаточно. Поэтому правительственная помощь — единственный шанс сохранить наследие.

Здесь, на окраине Пскова конца XVI века, теперь это исторический центр, в зарослях кустарника и густой травы изрядно заброшенными кажутся палаты XVII века. Дом Печенко и с другой стороны от дороги Солодежня.

Последнюю реставрацию тут проводили еще советские специалисты. Какое-то время в палатах располагалось музейное хранилище, а потом настала эпоха забвения. И понятно, что даже такие надежные стены вряд ли смогут ее пережить.

Краеведы, наблюдающие за памятниками, каждый год замечают перемены. И они, как правило, безрадостны. Церковь Сергия Залужья XV века, оказавшуюся в окружении жилых кварталов, старательно опекают волонтеры. Но на воссоздание купола и предела они повлиять никак не могут.

Констатируют эксперты с грустью и возможную утрату уникального орнамента на храме Георгия Совзвоза XV века, и неутешительное старение деревянного здания первой губернской гимназии по соседству. А вот так сегодня выглядят руины Варлаамской башни XVII века, выдержавшей осаду шведской армии.

Олег Фёдоров, научный сотрудник Псковского музея-заповедника: «Высота стен становится с каждым годом ниже, стены становятся явно тоньше. Потому что они осыпаются, разрушаясь, каждую зиму. Это видно невооруженным глазом».

Сохранять старый Псков пытается и местная власть, и бизнес-сообщество. К удачным примерам относят палаты Подзноева, где теперь ресторанный комплекс, церковь Благовещенья. Говорят, правда, что внутри получился офис для Бога, и отдельные фрагменты стены, где разместились кафе. Но для древнего Пскова это слишком мало, чтобы уберечь культуру от потерь.

Читайте также