Бунт при алтаре

20.05.2011, 19:17

Видео программы «Сегодня»

Среди священников и прихожан католической церкви нарастают споры о личной жизни духовенства и обете безбрачия.

В Германии началась подготовка к визиту папы римского. Бенедикт XVI — в миру Йозеф Ратцингер — должен в сентябре посетить свою родину. Однако поездку понтифика может омрачить конфликт, который в эти дни разгорается внутри католической церкви Германии. Среди священников и прихожан нарастают споры о личной жизни духовенства и обете безбрачия.

Отказ от вековых традиций и многочисленные скандалы сексуального характера, в которых оказались замешаны католические священники, привели к тому что, в частности, в Германии доверие прихожан к церкви стало заметно снижаться. Чтобы вернуть паству, многие священники и политики теперь призывают к кардинальным и весьма спорным реформам.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг разбирался в проблеме.

Иезуитскую гимназию в Берлине пастор Мертес возглавил год назад. Тогда веселого в ней было меньше.

Клаус Мертес, директор иезуитской школы: «По гимназии ходили жуткие слухи. Едва мне стоило заговорить о них, учителя постарше вдруг либо резко замолкали, либо, напротив, кричали наперебой: молчи, не выступай».

А вскоре слухи подтвердились: три выпускника католической школы поведали Мертесу, как в 70-х их в этих стенах унижали и растлевали священники-педофилы. Первым из всех немецких католиков он решил не молчать, а выступить в прессе с признаниями и извинениями за грехи святой церкви. Мог ли знать Клаус Мертес, что расплатой за них станет не просто возмущение прихожан, но и массовый их исход из церкви. Счет пошел на десятки тысяч.

Клаус Мертес, директор иезуитской школы: «Когда нормы морали, которую проповедует церковь, попираются фактами из жизни ее же служителей, возникает двойная мораль. А отсюда и неготовность разговаривать о сексуальных проблемах».

Никогда еще заговорить о них с церковью не пытались в Германии на государственном уровне. За полгода до визита Бенедикта XVI с призывом к соотечественнику и всей церкви обращаются политики вроде спикера бундестага, федеральных министров и лидеров партий. Самый горький рецепт для священников от мирян — незамедлительное снятие целибата — обета безбрачия, обязательного для пасторов еще с VI века.

Отец Анзельм Грюн уверяет: те драмы, что годами замалчивались в церкви, становятся все большой травмой для самих священников. А отсюда и до преступлений — кадилом махнуть. Чтобы спасти оступившихся, он открыл для немецких священников центр «Дом обретения новых сил».

Тренинги с барабанами и психологами — только часть терапии. Будут и танцы, и медитации, и разговоры о плотском с врачами.

Анзельм Грюн, католический священник, теолог: «Сексуальность — это то, что свойственно всем нам, независимо от того, есть ли у нас семья или обет безбрачия. Если не признавать ее, загонять все это вглубь, то в какой-то момент она все равно выйдет наружу».

Самый чтимый немцами пастырь Анзельм Грюн призывает признать и женатых священников, и священников-геев, и замужних священнослужительниц. И еще очень многое, что даже у собратьев Грюна в этой баварской обители, вызывает тихую оторопь.

Из всех католических стран, пожалуй, только Германия так близко стоит к тому, чтобы переписать законы, по которым церковь живет столетиями. Правда, и здесь то, в чем священникам либерального толка видятся давно назревшие реформы, другие называют ересью и принимают в штыки.

Трещина раскола проходит и по древнему Кельнскому собору. Местный кардинал Йоахим Майснер проповедует пастве сурово и бескомпромиссно: никаких абортов, геев и контрацептивов не будет, а преступлений же в церкви и не было. Вот только паства от него отворачивается. И чем идти в церковь, выходит на улицы.

Но слова прихожан на митингах пастырям в храмах как будто не слышно. Церковные низы не могут, верхи же — не хотят.

Маттиас Мюллер, пресс-секретарь конференции католических епископов Германии: «Идеи, которые нам предлагают теологи и политики, противоречат общемировой, католической традиции. Все, что мы можем сказать сейчас всем им: у Германии не должно быть и не будет особого пути».

У отца Клауса Мертеса остается один лишь вопрос — приведет ли церковь нынешний путь к тупику или, хуже того, к распутью.

Читайте также