Экзамен на наркозависимость

20.05.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Обсуждаемый по всей стране эксперимент сегодня стартовал и в Москве. Речь идет о тестировании учеников на наркотики.

Этим утром старшеклассники 687-й школы на юго-востоке столицы вместо учебных кабинетов по очереди заходили в кабинет медицинский. Шанс пропустить уроки представился участникам широко обсуждаемого по всей стране эксперимента, который сегодня стартовал и в Москве. Речь идет о тестировании учеников на наркотики.

Ввести его во всех российских школах месяц назад предложил Дмитрий Медведев, но пока закон об этом не принят, проверяют только тех детей, которые сами захотели, и родители которых дали на то свое согласие. У многих, впрочем, остаются вопросы и о самой процедуре, и о том, что ждет ребенка, если в его крови обнаружат запрещенные вещества.

Корреспондент НТВ Александр Калинин следит за началом эксперимента.

Эта проверка напоминает контрольную работу перед важным экзаменом. Ведь тестирование проходит с разрешения родителей и полного согласия самих школьников. Наивно полагать, что подросток, употребляющий наркотики, сам пойдет на такое. Именно поэтому в недрах Минздравсоцразвития уже витает новая идея: сделать подобные проверки обязательными, то есть принудительными.

Такую идею на апрельском заседании Госсовета предложил президент Медведев. Столичные школьники с ним, кажется, согласны. Это на контрольную по математике они идут неохотно, а против обязательного наркоконтроля будто бы и не возражают.

Пётр Тюлягин, ученик средней общеобразовательной школы №687 г. Москвы: «Лучше проводить это насильно, мне кажется. Это нормально, как в военкомат».
Корреспондент: «А не считаешь, что это нарушение прав, свобод ребенка?»
Пётр Тюлягин: «Учитывая, что у нас в стране почти все наркоманы, то лучше так».

9-классник Тюлягин сгущает краски. По данным ООН, самые наркозависимые страны — Иран и Афганистан. Россия — на третьем месте. И если верить Минздраву, наркоманов у нас — 550 тысяч. Эксперты, правда, поднимают планку выше — до 2,5 миллионов. Заслышав такую статистику, родители соглашаются на любые — даже принудительные — меры.

Оксана Марченко, председатель родительского комитета: «Как мама конкретного ребенка, я только „за“ двумя руками. Я считаю: чем раньше мы обозначим эту проблему, донесем ее до всех, будет лучше. Нам проще будет ее решать, чем мы будем замалчивать, играть в ненужную демократию, в этом плане».

Школы Екатеринбурга в демократию перестали играть еще этой зимой. В январе тест на употребление морфина, марихуаны и амфетаминов прошли две тысячи старшеклассников Ленинского района. В крови 33 из них нашли следы психоактивных веществ.

Мария Шаболдина, ученица 8-го класса: «Было страшно, а вдруг будет одна полоска. А так две полоски — и не страшно».

Надежда Акимова — директор первой столичной школы, решившей перенять региональный опыт. Даже в добровольном порядке тестирования она разглядела способ выявить проблемных детей.

Надежда Акимова, директор школы: «Когда в классе все до единого изъявили желание протестироваться, а ты один в стороне, подумаешь: нет, попробую, а вдруг не узнают, а вдруг узнают».

Результаты этой проверки решили сделать анонимными. Родителям их не сообщат. Вопрос, стоит ли вовлекать в исправительный процесс семью, пока открытый. Впрочем, как и весь механизм тестирования. Его должны утвердить в грядущем приказе Минздравсоцразвития.

Евгений Брюн, главный специалист-нарколог Минздравсоцразвития РФ: «Это будет добровольно для ребенка — для школьника или для студента, — но это будет недобровольно для образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение должно будет так или иначе проводить такие исследования».

Аня Трегубова сегодня стала первой московской школьницей, сдавшей кровь специалистам наркологического центра. В случае чего, общаться с ней будут психологи. Старшеклассница, правда, уверена, что дело до этого не дойдет.

Читайте также