Гений композиции: чем запоминается музыка Сергея Слонимского

13.02.2020, 18:22

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге простились с Сергеем Слонимским. Траурная церемония прошла в Доме композитора на Большой Морской улице.

Проститься с выдающимся композитором, профессором Санкт-Петербургской консерватории пришли друзья, коллеги, ученики. Маэстро, ушедший на 88-м году жизни, оставил восемь опер, три балета, камерные и вокальные произведения и 34 симфонии.

Произведения Слонимского кардинально отличались по стилю: от высокой классики до музыкального хулиганства, вроде полюбившейся всем «Кошки». Песни беспризорников из «Республики ШКИД» Слонимский никогда не слушал. Жаргонные композиции родились под мотив, напетый ему директором «Ленфильма».

А в опере «Мастер и Маргарита» получился не похожий ни на что тип музыкального театра. Именно из-за этого авангардного сочинения, которое в советское время запретили сразу после концертного исполнения, Сергей Слонимский чуть было не уехал из страны.

Сергей Слонимский, народный артист РСФСР, композитор: «Я помню, что после этого встретил Бродского Иосифа на Марсовом поле. Он сказал, что оформляет документы в милиции, чтобы уехать. Предложил поехать вместе. Я ответил, что английским языком не владею и к языкам слаб. И Бродский не хотел уезжать. И я тоже не хотел».

Свои симфонии Слонимский называл альбомом жизни: делал пометки на полях, фиксировал свое настроение и уже потом передавал его в нотах. Так рождались произведения для оркестра. С одной стороны, классические, с другой — где-то за гранью симфонического искусства.

Читайте также