Амнистия для книгочеев

18.05.2011, 18:46

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские библиотеки готовы простить читателям их забывчивость и, не ругая, принять казенные книги обратно.

Библиотеки объявили амнистию. В Петербурге готовы простить читателям их забывчивость и, не ругая, принять книги. Идея проведения акции пришла сотрудникам библиотеки имени Маяковского после подсчета убытков. В черных списках — сотни тысяч фамилий. Встречаются и известные.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко помогла вернуть долг.

Назвать кампанию по возврату книг строкой из романса решили неслучайно. Мучительную боль невыплаканных слез библиотекари испытывали слишком долго. В некоторых формулярах должников последняя запись датирована 2003-м.

В отличие от банковских отделов контроля платежей, библиотеки терпеливы и не назойливы. Хотя арифметика убытков здесь тоже присутствует.

Зоя Чалова, директор Центральной городской публичной библиотеки им. В. В. Маяковского: «Миллион читателей. Каждый десятый не хочет возвращать книги. Это 100 тысяч книг минимум. А вообще 200 тысяч книг находятся где-то на полках жителей нашего города. Если каждая книжка сейчас стоит, в среднем, 300 рублей, можете представить, какие это основательные суммы».

Вовремя не сдав книгу, есть риск попасть на проценты. 1 рубль 65 копеек в день за каждое издание. Набегают приличные суммы. Но недельная амнистия для забывчивых книгочеев не только возможность сберечь кошелек, но и шанс восстановить кредит доверия. Сердце библиотекаря не камень.

Маргарита Вассерман, заведующая абонементом: «„Двойной контакт“ — фантастические романы. Вот это может быть по душе, кто-то не смог отдать. Не знаю. Любители фантастики очень страстные люди».

Интересно, как повели бы себя должники, возвращая книги выдающимся писателям, ученым и философам, многие из которых служили библиотекарями. Хорхе Луис Борхес девять лет был сотрудником муниципальной библиотеки. Эммануил Кант уже будучи знаменитым магистром, работал в должности помощника библиотекаря.

Джакомо Казанова и Иван Андреевич Крылов успешно совмещали литературную деятельность с работой в книгохранилищах. А великий Гёте вошел в историю тем, что не просто сохранил, а в два раза приумножил фонды Веймарской библиотеки. Возможно потому, что поэт собственноручно отправлял письма-напоминания нерадивым читателям.

Сегодня типовые памятки рассылают, в основном, студентам. Судьбы книг, выданных учащейся молодежи, отличаются трагизмом и непредсказуемостью.

Мария Вахтина, студентка ИНЖЕКОНа: «Я их случайно оставила на работе, и они уехали зимовать с причалом на зимовку. И вот когда открылся сезон теплоходов, я их нашла и решила сдать».

По статистике, Зигмунда Фрейда зачитывают чаще других, а безусловный лидер среди невозвращенцев — Михаил Булгаков. Впрочем, и томик Диккенса можно перечитывать полгода. Если за дело возьмется народный артист.

Сергей Мигицко, народный артист России: «К сожалению, я должник, каюсь. Я даже покраснел. Актерская жизнь слишком эмоциональна и стремительна. И, вы знаете, у нас идет день за три. У меня такое ощущение, что я их брал вчера».

Вернув казенного «Оливера Твиста», Сергей Мигицко вновь оставил автограф в формуляре. Уже за свежую Дину Рубину. Ведь для хорошей книги возвращение в библиотеку всего лишь передышка перед новой встречей с читателем.

Читайте также