Большая пресс-конференция президента

18.05.2011, 19:01

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в «Сколково» произошло одно из самых заметных политических событий года. Дмитрий Медведев впервые за время своего президентства провел большую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов.

Сегодня в «Сколково» произошло одно из самых заметных политических событий года. Дмитрий Медведев впервые за время своего президентства провел большую пресс-конференцию для российских и иностранных журналистов. Одной из ее главных особенностей стал неформальный стиль общения: президент лично выбирал тех, кто будет задавать ему вопросы, и много и охотно шутил.

Медведев ответил на вопросы о предстоящих президентских выборах; об отношениях с Путиным; о делах Магнитского и Ходорковского, а также оценил работу правительства. Кроме этого, сегодня президент сообщил и о конкретном решении — упрощении техосмотра и изъятии его из компетенции МВД.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев внимательно слушал и задал свой вопрос.

Впервые Дмитрий Медведев прибегает к формату большой пресс-конференции. Его предшественник Владимир Путин провел семь подобных встреч с российскими и зарубежными СМИ, причем последняя продолжалась 4 часа 40 минут, и было задано 70 вопросов. Отличие нынешней пресс-конференции в самом месте ее проведения. Вместо Кремля выбрано «Сколково» как символ преобразований, начатых Медведевым.

Накануне кремлевская пресс-служба подчеркивала, что необходимость пресс-конференции не привязана ни к чему, а просто вызвана большим количеством заявок на интервью с президентом. Как бы то ни было, журналисты пришли сюда, в «Сколково», с надеждой, что здесь Медведев выскажется более конкретно о своем участии в президентских выборах в 2012 году.

Президент впервые в нашей стране взял ведение пресс-конференции полностью в свои руки. Прежде, при Путине, большую часть вопросов распределял его пресс-секретарь, а президент лишь в конце сам определял, кого спросить. Медведев, как он выразился, с самого начал стал тыкать пальцем журналистов по сектору, по ряду, по плакатам, по значкам и так далее, непринужденно, несрежессированно и с юмором.

Ответил на вопрос о необратимости модернизации — «Сколково» должно стать мировым брендом; призвал чиновников давать дорогу молодым; поругал московские власти — мол, планируемые кем-то 500 рублей за парковку — издевательство. Пока, наконец, не прозвучал главный вопрос о предвыборной интриге.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Наконец-то вы задали этот вопрос. Я надеялся, что он первый будет, но он прозвучал всего лишь четвертым. Мы занимаемся практической политикой не ради того, чтобы согреться, а ради того, чтобы добиться успеха. Поэтому такого рода решения должны делаться именно в тот момент, когда уже созрели для этого все предпосылки, когда это будет иметь окончательный политический эффект.

Именно поэтому, я считаю, что для того, чтобы объявить о таких решениях, нужно выбирать несколько иные форматы, чем пресс-конференция, хотя это и очень красиво выглядит, очень заманчиво. Тем не менее такие решения должны приниматься несколько иначе и объявляться несколько иначе».

И вот очередь дошла до НТВ. Вопрос тоже касался выборов.

Владимир Кондратьев, обозреватель НТВ: «Может ли в принципе возникнуть ситуация, что в президентских выборах примут участие сразу два человека, скажем, Вы и премьер Путин? Или такая ситуация недопустима? Каждый будет по отдельности выставлять свою кандидатуру? А если да, что одна партия не может выдвигать сразу двух кандидатов. Вы тогда, наверное, должны будете возглавить другую партию».

Дмитрий Медведев: «Наши отношения с моим коллегой и моим политическим партнером Владимиром Путиным — это не просто то, что принято называть тандемом. Это на самом деле отношения, которые длятся уже более 20 лет. Мы друг друга очень неплохо знаем и хорошо чувствуем. Мы действительно с ним единомышленники. Что бы там иногда ни говорили на эту тему, но у нас очень близкие подходы к ключевым вопросам развития страны.

Но это не значит, что мы совпадаем с ним во всем. Так не должно быть. Это было бы очень скучно, да и неправильно. Каждый человек имеет право на собственные ощущения и на собственные подходы. Но в стратегии мы близки, иначе бы просто мы не смогли работать. А если бы мы не смогли работать, то вот это политическое партнерство, оно бы распалось. И сегодня у нас был бы другой политический ландшафт.

Именно из этого и нужно исходить при принятии решения о том, что делать дальше. Я считаю, что есть конкуренция, которая помогает, а есть конкуренция, которая ведет в тупик. Вот я надеюсь, что мы при принятии или в ходе принятия соответствующих решений о том, кому и куда избираться, что делать в будущем, будем руководствоваться именно таким ответственным подходом. Ответственным прежде всего перед страной и перед ее народом.

Может ли президент создавать свою политическую силу? Да. Я считаю, что может. Ничего в этом плохого нет. Может ли президент в нашей стране стать членом партии? Я считаю, что, скорее всего, так и будет, потому что большинство демократий развивается именно по такому сценарию. Просто мы в какой-то момент посчитали, что если в России президент возглавит одну из партий, распадется тот консенсус, который был очень нужен нашей стране в определенный период.

Но сейчас у нас политические силы сформированы, возникли разные представления о том, как нам создавать свою страну, как нам ее развивать, как нам ее улучшать, поэтому президент может возглавить одну из политических сил. Это неплохо».

Вопрос из Якутии. Журналистка недоумевает: 50 процентов губернаторов президент сменил, не вернуть ли народу права выбирать губернаторов?

Дмитрий Медведев: «Не буду скрывать, я был одним из авторов этого решения. Хотя принималось оно моими предшественниками. Я считаю, что в настоящий момент эта процедура в большей степени соответствует интересам нашего государства. Именно в силу того, что у нас государство очень сложное, у нас есть много внутренних противоречий и скрытых, латентных конфликтов. И отказ от этой процедуры может создать то напряжение, которое, к сожалению, копилось в 90-е годы. Некоторое время назад я сказал, что эту процедуру не нужно менять вообще. Вы знаете, сейчас я уже в этом не уверен.

Я считаю, что в ближайшей перспективе, в обозримом будущем эту процедуру было бы правильно сохранить в том виде, в котором она есть, потому, что она позволяет достаточно эффективно управлять государством. Не рассаживать удобных людей, а именно управлять государством. Но я допускаю, что через какое-то количество лет, во всяком случае, если не мною и не теми, кто, допустим, будет работать в ближайшие 10–15 лет, эта процедура может быть и изменена».

Норвежский коллега-телекорреспондент перед началом за чаем рассказал мне про свой вопрос. «У нас в Норвегии, — возмущался он, — министры несут политическую ответственность и сами уходят в отставку».

Ханс Штейнфельд, корреспондент телевидения Норвегии: «Не стала ли Россия более современной, если Вы „ушли“ министра МВД и генерального прокурора после громких дел в Московской области в прокуратуре, да еще в МВД? Спасибо».

Дмитрий Медведев: «Я исхожу из того, что все начальники, в том числе и те, о которых Вы говорите, они все-таки стараются работать качественно. Но это не значит, что они будут вечно сидеть на своих креслах. Очевидно, что за ошибки необходимо платить. По-моему, за последние несколько лет примеров тому было весьма немало. Значит, и в будущем при принятии определенных решений, конечно, я буду исходить из этого же.

В то же время, я не считаю правильным за отдельные события сразу же подвергать наказаниям руководителей федерального уровня, потому что та система, которой они руководят, в конце концов, сложилась далеко не всегда при них, не они явились ее инициаторами, не они явились авторами тех или иных решений. Они ее получили в том виде, в котором получили, со всеми огрехами и проблемами».

Магнитский и Ходорковский — пожалуй, два главных раздражителя для Запада, когда речь идет о демократии и правах человека в России.

Дмитрий Медведев: «Мне доложили, что в ближайшее время будет результат расследования обстоятельств кончины Магнитского. Что же касается самого содержания этого дела, включая возможные налоговые и другие преступления, потому что там не все так просто, как это иногда представляется в средствах массовой информации, в этом тоже нужно разобраться и установить круг причастных лиц — как российских, так и заграничных».

Юрий Мацарский, корреспондент радиостанции «Коммерсант FM»: «Дмитрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, опасен ли для общества выход Ходорковского на свободу?»

Дмитрий Медведев: «Вопрос короткий и ответ тоже короткий. Абсолютно ничем не опасен».

Не остались без подробного ответа вопросы на международную тематику. Медведев предостерег Соединенные Штаты и НАТО от односторонних действий.

Дмитрий Медведев: «Всем должно быть очевидно, что противоракетная оборона — это способ блокирования или купирования стратегических возможностей целого ряда стран. Когда нам говорят: „Это направлено не против вас“, я это принимаю к сведению, но понимаю, что другие страны, которые в данном случае имеются в виду, такими возможностями, как Россия, пока не располагают и вряд ли в ближайшие годы будут располагать. Обычно нам говорят, что это Иран или еще кто-то. У них таких возможностей нет.

Значит, это против нас? А если это против нас, тогда пригласите нас к сотрудничеству или скажите об этом открыто. Я надеюсь, что на те вопросы, которые были мною поставлены и перед моим коллегой, и моим другом президентом Обамой, будут получены ответы. И мы сможем выработать модель сотрудничества по противоракетной обороне. Если не выработаем, тогда нам придется принимать ответные меры, чего очень бы не хотелось. Тогда речь пойдет о форсировании развития ударного потенциала ядерных средств. Это был бы очень плохой сценарий».

Корреспондентка телекомпании Russia Today, сидевшая прямо за моей спиной, все время кричала президенту: «Дайте слово англоговорящим!» Медведев услышал, и все узнали, что Соединенные Штаты проигрывают России информационную войну.

Дмитрий Медведев: «И кто это сказал? Билл Клинтон?»
Корреспондент: «Хиллари Клинтон».
Дмитрий Медведев: «А, Хиллари? Я очень доволен этим проигрышем. Потому что иностранные государства действительно должны лучше знать нашу страну».

Так отменят техосмотр или нет? Медведев высказался и на этот счет.

Дмитрий Медведев: «Есть вполне разумное предложение — отказаться от милицейского техосмотра и совместить этот техосмотр с заключением договора о страховании автогражданской ответственности, когда это будет делаться просто в сервисах. Вы так или иначе, используя свою машину, обращаетесь в сервис. Даже если вы хорошо своими руками работаете, все равно что-то приходится делать. И, соответственно, при заключении договора ОСАГО будет добавляться этот талон, который и будет совсем необременительным образом фиксировать техническое состояние автомобиля.

Новые автомобили вообще не надо осматривать. Я считаю, что на три года после покупки автомобиля точно можно льготный срок. От трех до семи лет, если автотранспортное средство используется, можно его осматривать один раз в два года, например. Ну а после семи лет это все-таки уже более старое транспортное средство, осмотр нужно делать один раз в год».

Был Медведеву вопрос об отзыве из Совета федерации Сергея Миронова. Президент следил в ходе пресс-конференции за происходящим в Санкт-Петербурге.

Дмитрий Медведев: «В отставке любого лица нет ничего сверхъестественного. Как я только что сказал, рано или поздно государственная карьера для всех заканчивается. И для президентов тоже».

По поводу собственной карьеры Медведев тоже сделал замечание и попросил не понимать неверно слова, сказанные не так давно в телекомпании «Дождь», мол, он готов в будущем работать профессором в «Сколково».

Дмитрий Медведев: «За этим сразу же увидели то, что он уже типа всем ручкой помахал, сказал „до свидания“. Это не так».

В заключение Медведев подвел итог трем годам президентского правления. Достижения — это выход из кризиса, спад внешнеполитической конфронтации, пресечение грузинской агрессии в 2008 году. А недостатки — это, прежде всего, остающаяся бедность населения.

Дмитрий Медведев: «Это не повод для того, чтобы предаваться унынию, но это повестка дня для будущей работы».

Сегодня политическая интрига, занимающая журналистское сообщество уже довольно длительное время, так и не разрешилась. Меньше 10 месяцев остается до президентских выборов, а мы так и не знаем, кто в них будет участвовать. Последний раз, как мы помним, имя кандидата в президенты было объявлено всего за три месяца до голосования. Будем надеяться, что в этот раз все произойдет быстрее. Будем дожидаться следующего, более подходящего формата выступления президента. Рано или поздно Медведев все равно про выборы-2012 скажет.

Читайте также