Встать в очередь с утра, чтобы попасть ночью

14.05.2011, 19:09

Видео программы «Сегодня»

Сегодня несколько столичных музеев по примеру европейских работают до полуночи или даже дольше, чтобы в эти часы привлечь в выставочные залы публику преимущественно молодую, которая днем туда не рвется.

Сотрудники десятков российских музеев и галерей в эти минуты думают, как пережит предстоящую ночь. Спать им точно не придется, поскольку вот уже четвертый год подряд Россия присоединяется к международной акции «Ночь музеев». Они по примеру европейских будут работать до полуночи и даже дольше, чтобы в эти часы привлечь в залы публику преимущественно молодую, которая днем туда не рвется.

Академические площадки типа Третьяковки предлагают посетителям бесплатный вход, современные типа «Винзавода» или ЦДХ — еще и всевозможные перформансы.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский решил отправился в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, где сейчас сразу несколько широко разрекламированных выставок.

Если немного переиначить слова самого Пушкина, можно сказать: нас много избранных, счастливцев праздных, бесплатного прекрасного жрецов. Народу действительно много. Очередь с Волхонки поворачивает в Знаменский переулок, и там где-то теряется.

В общем, хороший советский инстинкт занимать очередь как можно раньше. Это ведь французы придумали «Ночь музеев», а в нашем варианте она немножко похожа на ночь-полночь. Главные государственные музеи к полуночи, а то и к одиннадцати вечера, уже закроются, и даже не понятно, успеют ли попасть сегодня в Пушкинский музей люди, собравшиеся у его дверей.

При такой дождливой и холодной погоде «Ночь музеев» начинает смахивать на изрядную авантюру. И дело даже не в том, что можно замерзнуть и простудиться. Это, в конце концов, личное дело каждого, в какой день ходить в музеи. Но для самих музейщиков мокрые зонты и ботинки могут стать серьезным испытанием в тонкой музейной атмосфере, где уровень влажности замеряют специальными датчиками. Так что для кого сегодня праздник, а для кого — ночная смена в выходной день да еще и в авральном режиме.

Боттичелли до одиннадцати — бесплатно. Хотя Кристиан Диор в том же Пушкинском музее по билетам за полную цену. Ну, тут можно как-то понять, все-таки Боттичелли всего одна картина, а по Диору целая экспозиция. И вообще, культура у нас бывает без денег, а мода всегда дорогая.

Музейщики сегодня разрываются от противоречивых чувств. С одной стороны, когда еще увидишь очередь желающих причаститься высокого. А с другой, чего же причащаться все любят только на халяву? Притом что музеи и сами материально не богаты, а бабушкам-вахтершам надо сверхурочные платить.

Ирина Лебедева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи: «Почему люди стоят в очереди, тратят свое время для того, чтобы посмотреть работы, которые можно посмотреть абсолютно в любой день, заплатив, в общем, небольшие деньги? Я подозреваю, что люди приходят на событие. Они приходят не смотреть произведения».

«Ночь музеев» довольно трудно расценивать как просветительскую акцию. Людей к прекрасному надо приобщать, то есть как-то заманивать в музеи — сами же не очень торопятся. А тут этакий флэш-моб, возможность потусить с друзьями, погулять по ночному городу, а заодно и подрасти духовно, причем подрасти в любую сторону. Выбор огромный: от экскурсии по пивоваренному заводу и до всемирной портняжной мастерской в ЦДХ, где концептуалисты латают дыры прохудившейся культурной ткани.

Александр Соколов, художник: «Когда люди занимаются искусством, то они в каком-то смысле плетут культурную ткань, которая состоит из разных традиционных, новых, популярных культур. Поэтому я назвал свою работу „Штопка культурной ткани“».
Только сначала лучше озаботиться не мифической тканью, а вполне реальной Сетью, и выяснить в Интернете, что и как работает, наметить маршруты передвижения. Далеко не все музеи будут открыты до утра. Правда, тут есть опасность так в Сети и остаться. Уже придуман арт-проект, объединивший 17 известнейших музеев мира в цифровом формате.

Алла Забровская, официальный представитель компании-разработчика: «Произошел какой-то качественный прорыв в том отношении, которое существует у людей с современным искусством, с теми шедеврами, которые были созданы за долгие годы существования человечества. Сегодня это характеризуется открытостью и доступностью. Эти произведения стали доступны всем людям».

Отдельные шедевры отсняты с таким разрешением, что на мониторе можно рассмотреть такие мелкие детали, которые человеческий глаз в настоящем музее просто разглядеть не сможет. Если так и дальше пойдет, и погода через год будет, как сегодня, то «Ночь музеев», наверное, рискует превратиться в ночь за компьютером.

Читайте также