В Москву привезли картину Боттичелли

14.05.2011, 08:10

Видео программы «Сегодня»

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина экспонирует картину Боттичелли «Паллада и кентавр».

Сегодня у жителей Москвы редкий шанс увидеть один из шедевров эпохи Возрождения. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина экспонирует картину Боттичелли «Паллада и кентавр». Итальянец обычно невыездной, но после многолетних уговоров полотно удалось доставить в Россию.

Корреспондент НТВ Анастасия Литвинова одной из первых рассмотрела детали.

Показ и одной картины может стать выставкой, если это шедевр эпохи Возрождения кисти Сандро Боттичелли. Одну из самых известных работ художника «Паллада и кентавр» в Государственном музее имени А. С. Пушкина выставили, конечно, в самом центре зала итальянского искусства. Как только его двери открылись, к картине уже невозможно было подойти.

Итальянцы не любят показывать свои шедевры за границей. На вывоз работ Боттичелли формально наложен запрет. Директор Пушкинского музея Ирина Антонова и Министерство культуры России несколько лет вели переговоры, чтобы добиться этого исключения.

Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Мы уверены в том, что мы показываем вам шедевр великого художника. Но для того, чтобы получить полную меру радости и счастья от этого диалога с великим произведением, вам тоже надо немножко приподняться, увидеть не только поверхностно, но постараться снять следующие слои за сюжетом, за историей картины».

История у этой картины, как и у каждого шедевра, непростая. Боттичелли написал ее в XV веке, а по-настоящему известной она стала только через 400 лет. Тогда ее в буквальном смысле достали из пыльных музейных запасников. Многие современники талантливого художника не понимали.

Виктория Маркова, куратор выставки: «Мы знаем прекрасно, что такое искусство Возрождения, освоение перспективы, по-разному видимого мира, умение изобразить этот видимый мир в разных формах, и так далее. Он отказывается от перспективы, отказывается от каких-то рациональных вещей, он витает в какой-то совершенно другой сфере. Его живопись так же, как и его рисунки, — это ведь музыка».

Его женский идеал — хрупкая бледная блондинка — стал очень популярен в XIX веке с началом эпохи романтизма. И до сих пор «Паллада и кентавр» для искусствоведов — идеальная головоломка.

Художник рисовал картину для правителя Флоренции Лоренцо Великолепного, а тот подарил ее на свадьбу своему кузену. Некоторые исследователи говорят о сходстве прекрасной девушки в зеленом плаще с невестой, другие — с греческой богиней Афиной Палладой, а кто-то — с таинственной девой Камиллой.

Анджело Тартуфи, представитель Галереи Уффици: «Название, под которым эта картина стала известна в мире искусства, „Паллада и кентавр“, не соответствует действительности. Эта девушка не похожа на Афину Палладу: у нее нет ни шлема, ни меча. Это такое традиционное название. Мы здесь имеем дело с противопоставлением: фигура девы олицетворяет целомудрие и чистоту, а кентавр — грубую силу».

В мире искусства ищут ответ и на главный вопрос: зачем она схватила кентавра за волосы или что всем этим хотел сказать художник.

Ирина Антонова: «Целомудрие укрощает дурные страсти. Она берет его за волосы весьма энергично».

В России Боттичелли очень мало. Есть небольшое произведение в Эрмитаже и две деревянные створки с изображением Девы Марии и Архангела Гавриила в самом Пушкинском музее. Теперь же у поклонников знаменитого флорентийца есть два месяца, чтобы рассмотреть его «Палладу и кентавра» и, может, приблизиться к разгадке ее тайн. Только не к самой картине. До нее не то, что дотронуться, подходить ближе, чем на метр, нельзя. Охраны рядом нет, зато есть сигнализация: датчики движения фиксируют любое нарушение дистанции.

Читайте также