«Богема» без прикрас

10.05.2011, 18:56

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Михайловском театре готовятся к премьере оперы Джакомо Пуччини.

В Михайловском театре идут последние репетиции перед премьерой. Над постановкой популярной оперы Пуччини «Богема» работает известный творческий дует. Предыдущая совместная работа дирижера Петера Феранеца и режиссера Арно Бернара — «Иудейка» — была выдвинута на «Золотую маску» в шести номинациях.

Новый спектакль оценил корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Для этой «Богемы» сцену Михайловского театра выложили белой тканью с нашитыми лоскутками. Так режиссер Арно Бернар решил показать снег. А кусочки ткани — это еще и некая метафора, словно листы бумаги, сочинения поэта — одного из героев оперы Джакомо Пуччини.

Арно Бернар, режиссер-постановщик, художник-постановщик, художник по свету: «Один из героев — Рудольф — пишет драму. Ему не нравится, что он делает, и он разбрасывает листы бумаги. Которые, по нашей идее, трансформируются в снег и ложатся на крыши. Из зала это выглядит по-другому. Все действие разворачивается на крышах заснеженного Парижа».

Герои Богемы — молодые люди, живущие в парижской мансарде. Режиссер сохранил время года (сюжет разворачивается в сочельник), но перенес героев из конца XIX века в 30-е годы XX. Так, по его мнению, можно точнее показать фривольность богемы.

Одежда стала демократичнее. На мужчинах появились модные кепи, а юбки у дам стали чуть ниже колена. И, конечно же, шляпки — самый элегантный аксессуар довоенного Парижа.

Наталья Миронова, исполнительница партии Мюзетты: «Это шляпка ручной работы. Наши закройщицы, которые шили здесь платья, они собственной рукой делали эти шляпки. Такие шелковые цветы, перья, кристаллы „Сваровски“ и так далее».

Шляпка и платье словно добавляют экстравагантности Мюзетте. Благодаря шарму, этот персонаж стал нарицательным наряду с названием самой оперы. Сценический антураж для артистической «Богемы» режиссер Арно Бернар сохраняет не только на сцене, но и за кулисами. Перед входом на подмостки появилось объявление: «Закрывайте двери!!! Берегите дым!!!»

Всех участников спектакля во время действия просят по возможности пользоваться альтернативным проходом. По замыслу режиссера, театральный дым нужен для создания романтической атмосферы. В абсолютно реалистической постановке так образно создан некий флер мечтаний и несбыточных надежд главных героев.

Дымомашина работает без перерыва даже во время антракта. Так вся постановка становится похожей на сон героев. Правда, во время прогона в этом сне все время появляется режиссер.

Он подсказывает исполнителям, как работать с деталями, выстроить мизансцену. Будто такие нюансы способны нечаянно изменить музыкальную трактовку «Богемы».

Петер Феранец, дирижер-постановщик: «Пуччини выписал все нюансы, все замедления, все ускорения, все изменения динамики. Абсолютно все. И все эти тонкости меняет характер персонажей на сцене. И краски у нас меняются от белых до черных».

«Богема», наверное, — самая необычная опера классического репертуара. В ней нет вычурности, сюжетных нагромождений и пафоса. Особенно в трактовке известного француза. Единственное, что не в силах изменить постановщик, стремящийся к абсолютной романтизации музыкальной драмы, — это трагический финал.

Читайте также