В госрезиденции царит Серебряный век

04.05.2011, 18:39

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Впервые Константиновский дворец представляет картины из Русского музея.

Впервые Константиновский дворец представляет картины из Русского музея. Выставка работ известных художников ХХ века удачно дополнена экспонатами из собрания дворца.

Первоначальная идея вернуть историческую коллекцию оказалась невыполнима. Многие ценности, когда-то хранившиеся в Константиновском, входят в собрание крупнейших музеев, а многое утрачено. Поэтому было принято решение создавать коллекцию, делая копии, принимая картины в дар и приобретая шедевры.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков оценил работы мастеров Серебряного века.

Авторы выставки «Серебряный век» эту работу Константина Сомова невольно сравнивают с полотном Зинаиды Серебряковой «Обнаженная». По мнению искусствоведов, идеи художников, работавших в одно то время, в 30-х годах прошлого века в эмиграции в Париже, перекликаются.

«Обнаженный юноша» был приобретен Русским музеем еще в 60-х у наследников натурщика Снежковского, который дружил с художником. Сомовские работы хорошо известны, но этот портрет выставляется впервые.

Евгения Фурсикова, научный сотрудник Государственного комплекса «Дворец Конгрессов»: «Сомов — художник, про которого существует набор стереотипов. Мы знаем его в дореволюционный период по небольшим ретроспективным картинкам, маскарадным сценкам, небольшим пейзажам и опять же по графике. Но он же и замечательный портретист. Вспомните „Даму в голубом“ (портрет Елизаветы Мартыновой), серию его карандашных портретов. В этом русле он продолжал работать».

Рядом работы еще четырех известных авторов. Александр Головин изобразил супругу художественного критика Сергея Маковского с театральной нарочитостью. Говорят, она слыла самой красивой женщиной Петербурга начала ХХ века. Того же периода совсем необычная работа Кузьмы Петрова-Водкина «Парижское кафе». И натюрморт Павла Кузнецова. Как говорят специалисты, для голодного Петрограда 19 года весьма редкий по настроению.

В экспозицию вписались из собрания Константиновского дворца «Подсолнухи» эмигранта, по сути, заново открытого сегодня художника Бориса Григорьева. Кстати, среди подаренных работ тоже бывают находки. Так, в коллекции Ростроповича-Вишневской неожиданно обнаружили эскиз Александра Бенуа.

Алексей Лобин, руководитель группы Государственного комплекса «Дворец Конгрессов»: «Дело в том, что Бенуа делал эскиз к программке постановки Марииинки „Пиковая дама“ в 20-х годах. Сравнив все рисунки, мы пришли к выводу, что перед нами вовсе не неизвестный художник, а установлено, что это работа кисти Александра Бенуа».

Живописные работы в Константиновском дворце несут важную функцию. Произведения искусства мирового уровня располагаются в интерьерах, где проводятся значимые мероприятия. Например, в Мирандровой гостиной устраивается завтрак для избранных участников саммита. А в зале, примыкающем к гостиной, висит самая большая работа Константиновского дворца — Исаака Д’Мушерона. Во дворец полотно доставляли через окно и с помощью крана.

«Архитектурная фантазия» досталась дворцу по реституции. Дело в том, что полотно, приобретенное еще Николаем I для русского посольства в Берлине, с июня 1941 года было собственностью Германии. Хотя эта работа никогда не имела отношение к данным интерьерам, решено было передать ее именно в Константиновский.

Светлана Янченко, начальник выставочного отдела Государственного комплекса «Дворец Конгрессов»: «Когда дворец восстановили, естественно, никаких произведений мы найти не могли. Это было абсолютно невозможно. Часть произведений ушла в музеи, часть вообще пропала. И вернуть невозвратное было невозможно».

Взять на ответственное хранение надолго такие экспонаты нельзя. Поэтому сложилась традиция делать копии известных авторов, например, Айвазовского. Позднее от этой идеи отказались, делая ставку на временные выставки, на подаренные работы и собственные приобретения.

Так скомпанована и выставка «Серебряный век». Кстати, в этом зале можно увидеть и еще одну работу Сомова, который также работал с фарфором. «Целующиеся влюбленные» по его авторской модели выпускаются до сих пор, но эта статуэтка была создана еще до эмиграции художника.

Читайте также