Песок зазвучал

03.05.2011, 18:00

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре имени Комиссаржевской представили самое недолговечное искусство — песчаную музыкальную анимацию.

В театре имени Комиссаржевской представили, пожалуй, самое недолговечное искусство. Рисуя картины на стеклянном столе, авторы создают шедевры, которые существуют не более минуты. Песочная анимация известна давно. Индейцы навахо, например, призывали такими картинами духов.

Как выглядит искусство песчаной анимации в XXI веке, знает корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Творчество этого дуэта напоминает песочные часы. Оба участника, оба вида искусств здесь абсолютно равноправны. И череда образов легко и свободно перемещается, перетекает, пересыпается от одного к другому. Ведомый и ведущий меняются ролями так же естественно, как мы переворачиваем песочные часы.

Песочное шоу на театральных подмостках больше напоминает первые киносеансы. Во времена синематографа зрителей так же завораживала подвижная черно-белая картинка, а глубина впечатлений зависела от мастерства тапера.

Все внимание пианиста сосредоточено на экране. И хотя импровизацией в чистом виде его выступление не назовешь, саундтрек композитор сочиняет заранее. Но темп и громкость звучания напрямую зависит от движений рук его партнерши.

Арсений Трофим, композитор: «Это искусство очень метаморфозное. Оно перетекает из одного в другое. Мы на одной сцене видим людей, а потом ладонью все стирается. А потом оказывается, что это уже дуга моста. Метаморфозы, наверное, — самое удивительное в этом искусстве».

Вера Лекомцева песочной светоживописью увлеклась полтора года назад. С тех пор ее квартира периодически превращается то в пляж, то в дюны, то в барханы. Стеклянный подсвеченный стол вмещает не более двух килограммов песка. Но когда под прицелом камеры вдруг рождается новый шедевр, удержаться в рамках оказывается непросто.

Вера Лекомцева, художник: «На диване песок периодически вытряхиваю, пол весь в песке. Каждый день пылесошу. То есть порисовала, и дальше с пылесосом в руках».

Кроме трудолюбия такого мастера отличает особая пластика рук. Их движения сродни танцу. Недаром концертное платье Веры без рукавов. Техника песочной анимации предполагает работу не только кончиками пальцев и ладонями, а даже локтями.

Впрочем, чувство локтя характерно для всего тандема. Художница и музыкант постоянно обсуждают детали, стараясь не упустить неожиданные находки.

Скучной «Музыка песка» точно не станет. Уже в ближайшем будущем коллектив проекта пополнится струнным оркестром, а репертуар — фантазией под названием «Монстры в искусстве». Если верить авторам, эту идею подсказал им не кто-нибудь, а сам Михаил Шемякин.

Читайте также