Знаменитый актер прожил счастливую жизнь

23.04.2011, 19:06

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

На 77-м году жизни скончался народный артист России Михаил Козаков.

Предпасхальные часы омрачила новость, которая пришла из Тель-Авива: там на 77-м году жизни скончался народный артист России Михаил Козаков. Несколько месяцев назад у него диагностировали рак в последней стадии.

Обладая утонченной внешностью и сдержанностью заморского аристократа, в кино он часто играл иностранцев, циников или злодеев, а чаще героев, в которых все это сочеталось. На сцене Козаков осуществил мечту любого актера, исполнив роль Гамлета. А как режиссера его будут помнить благодаря десятку картин, среди которых «Безымянная звезда» и «Покровские ворота».

Корреспондент НТВ Роман Соболь — подробнее.

Весоюзная слава пришла к нему рано. Козакову было всего 20, когда великий Михаил Ромм пригласил его на роль Шарля в фильме «Убийство на улице Данте». Роль сложная: Козаков играл злодея, но злодея страдающего, влюбленного. А может, любовь Шарля — всего лишь маска? Знатоки киноискусства работу начинающего актера оценили высоко, ну а зрительницы в него просто влюбились. Яркая внешность, талант, энергия — баловень судьбы!

Марк Захаров, народный артист СССР, художественный руководитель театра «Ленком»: «Михаил Козаков был очень красивым человеком, и, несмотря на такой трагический финал, надо отдать должное: он прожил очень счастливую и очень плодотворную жизнь. Он играл Гамлета сразу после училища в театре Маяковского. И это было событие. Я помню, как мы бегали смотреть».

И вновь удача — самая главная роль, которая может быть в театре, которую другие артисты ждут годами и далеко не все получают. А потом он снимался в ленте «Человек-амфибия». У Козакова снова отрицательная роль: хладнокровный делец, мерзавец, обманывающий девушку. Но, как изящно, как красиво это было сыграно!

К счастью, амплуа утонченных негодяев к Козакову не прилипло. А ему по плечу были и роли драматические, и образы людей наивных, даже комичных, как автор пасторальных романсов из «Соломенной шляпки». Или пропахший нафталином, но не теряющий надежду выгодно женится полковник Френсис в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя».

После Козакову долгое время приходилось отбиваться от шуток друзей-актеров: «Да ты, Михаил, многогранный ловелас!». Было бурчание кинокритиков: «Что за кино с буржуйскими замашками?», издавались колкие фельетоны в «Литературной газете». Это задевало и расстраивало актера. Козакову не нужны были сторонние критики. Не было у него более строгого экзаменатора, чем он сам.

Александр Калягин, народный артист России, председатель Союза театральных деятелей России: «Миша — один из тех людей, который был неуемный в искусстве, просто неуемный. У него какой-то колоссальный темперамент, вечное недовольство, вечная критика на все и вся, но он был счастливым в искусстве».

Светлана Немоляева, народная артистка России: «Его обуревало творчество. Он был очень ответственным человеком, настоящий, истинный мхатовец, который пытался сохранить традиции. А как он читал и как любил поэзию — об этом ходили легенды!»

Душа кипучая как лава — это о Козакове. Он что-то искал, метался, создавал себе кучу трудностей — и творческих, и бытовых. Мужественно их преодолевал, мучился.

Михаил Боярский, народный артист России: «Воистину, Гулливер среди лилипутов, не то что нынешнее племя. Он так высоко поднял планку престижа актерской профессии и звания артиста, что я был всегда горд, что я с ним знаком, слышал, как он читает стихи. Я с ним вместе снимался, мы с ним выпивали, разговаривали ночи напролет».

Сотни ролей в кино, намного больше на сцене, а еще написание сценариев к театральным и кинопостановкам.

Михаил Козаков: «Когда я со стороны как бы смотрю на свою жизнь, под углом, объективно, я понимаю, что я должен быть благодарен Богу: я человек счастливый со стороны, а изнутри — по-разному».

Потом Козаков снимает фееричные «Покровские ворота» — фильм, разлетевшийся на цитаты. Любимый актер, превосходный режиссер, карьера на взлете, но впереди у Козакова годы нужды, невостребованности и в начале 90-х иммиграция в Израиль.

Он вернулся через четыре года, создал свой театр, играл и вновь уехал — начались проблемы со здоровьем. Но болезнь была неизлечима. Где и когда будет похоронен Михаил Козаков до сих пор не известно. Родственники пока не могут вывезти его тело из Израиля.

Читайте также