С мечтой о доме можно распрощаться?

20.04.2011, 17:51

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Массовый снос по решению суда угрожает частным коттеджам сотрудников Санкт-Петербургского госуниверситета в Петродворце.

Массовый снос по решению суда угрожает частным домам сотрудников Санкт-Петербургского госуниверситета в Петродворце. Землю в середине 90-х ученым предоставили практически бесплатно.

И все это время собственными силами, не требуя поддержки от государства, они возводили собственное жилье. Когда же многие дома были почти готовы, оказалось, что прав на участки у вуза нет.

В запутанной истории разбиралась корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Условия, по которым в 1996 году тогда еще аспиранты Петербургского университета получили участки под строительство, сегодня кажутся совершенно невероятными. Но тогда это вполне соответствовало и образу жизни, и мысли.

Дали землю, пусть и в аренду, можно строить, пусть и не сразу. Никто из теперь уже сотрудников вуза не задумывался, что может всего лишиться. Таких бесправных владельцев соток, фундаментов, строений из 50, получивших на этой территории площадки, — 22 человека.

Теперь инженер математико-механического факультета свой дом показывает со смешанными чувствами и гордости, и обреченности. Потому, что построил сам и потому, что теперь его коттедж подлежат сносу, а земля освобождению. По решению суда.

Андрей Воронков, инженер математико-механического факультета СПбГУ: «В 96-м я заложил фундамент, и до 1998 года заложил первый поясок кирпича. Затем отложил деньги, чтобы построить цокольный этаж и перекрыть его плитами. Но так как откладывалось все в валюте, кризис в этом смысле мне помог. Осенью 98 года мне удалось поставить стены и крышей накрыть».

В 1995 году университет подписал с властями инвестиционный договор, на основании которого получил в аренду землю. Но уже через несколько лет руководитель дирекции по строительству вуза соглашение расторг. Причем, не ставя в известность ни университет, ни пайщиков.

Тем временем люди заплатили взносы, около полутора тысяч долларов, потом согласовали проекты своих домов и получили разрешение на строительство от университетской дирекции. Исключительно с ней решали вопросы дольщики.

Татьяна и Александр Грицук: «У меня давно такое ощущение, что это не наше давно… Испытываем чувство безысходности, потому что я не знаю, как пробить эту стену бюрократическую».

Почему одни успели получить документы, а другие нет? Причина не только в расторопности участников проекта, но и в столкновении интересов неких лиц, утверждают бесправные ученые. Сегодня от отчаяния они выходят на митинги.

Эмоции не мешают четко повторять хронологию событий. Свои заявления на оформление собственности в администрацию Петродворцового района они носили регулярно с 1999 года. Не принимали.

Но начальник отдела сектора землепользования говорит: первый раз принесли в 2007-м. Такое утверждение можно подвергнуть сомнению только потому, что о проблемах дольщики узнали намного раньше и вряд ли самовольно отказались бы от своих вложений.

Марина Целоусова, начальник отдела сектора землепользования администрации Петродворцового района: «Их дирекция должна была поставить в известность. У них была дирекция по строительству. Директором был Соболев. Они все это должны были спросить у него. Я не знаю, кто их футболили по кабинетам. У нас их не футболили. Это все было на моей памяти, когда я работала в администрации. Никто их не футболил».

В 1997 году Андрей Воронков заканчивал аспиранту. Кандидату физико-математических наук предложили стажировку на выбор, в Японии или Америке на выгодных условиях, мог бы ехать вместе с женой. Но тогда они уже были счастливыми обладателями фундамента и в реальной перспективе — дома с окнами на любимый университет. За океан не поехали.

Светлана Воронкова: «У нас нет никакого жилья, кроме этого. Мы всегда вкладывали деньги, какие у нас были, в строительство дома».

Андрей Воронков, инженер математико-механического факультета СПбГУ: «Для меня это было вехой в жизни. И получается, что если дом снесут, жизнь будет сломана. Можно было уехать работать по специальности. Спокойно заниматься тем, что нравится».

Руководство университета ситуацию оценивают как крайне сложную и запутанную. Анализируя: изменились не только времена и нравы, но и, прежде всего, законы. Поддерживая сотрудников, ректорат хочет провести тщательное правовое разбирательство. Но сделать это мгновенно вряд ли получится.

Илья Дементьев, проректор Санкт-Петербургского государственного университета: «То, что люди в этой ситуации не должны пострадать, безусловно. И, конечно, решение, которое надо искать, должно быть направлено на то, чтобы эти люди не были пострадавшей стороной».

В том числе юристы хотят понять, почему суд не принял во внимание важную деталь. Подписывая соглашение о расторжении инвестиционного договора, глава дирекции по строительству университета не имел доверенности. А значит, не обладал полномочиями. Защитить своих в этой ситуации для вуза еще и вопрос принципа. Ведь так тоже можно останавливать «утечку мозгов», доказывая, что за них готовы бороться.

Читайте также