В Ливии освобождены журналисты НТВ и «Комсомолки».
Из Ливии пришли новости, после которых на НТВ и в редакции «Комсомольской правды» смогли наконец выдохнуть. Пятница прошла в напряженном ожидании того, как разрешится история с задержанием НТВшников Юрия Кучинского, Александра Викторова и Александра Болотникова и коллег из «Комсомолки» Дмитрия Стешина и Александра Коца.
Заглянуть в дуло автоматов им пришлось в районе города Адждабия. Автоматы в руках держали ливийские повстанцы. Обычно они с удовольствием возят иностранных репортеров по местам своей боевой славы, но тут получилось наоборот. Ни один документ не убедил попавшийся на пути заградотряд, что россияне не агенты Каддафи.
Этот приступ шпиономании длился целый день. Российский МИД обратился к структурам ООН, НАТО и к странам, признавшим Национальный переходный совет Ливии, с просьбой посодействовать в вызволении журналистов. И вот к ночи повстанцы их отпустили. Сейчас коллеги в гостинице, они в безопасности и остаются на связи с редакцией.
Документальное «роуд муви» (road movie видеоотчет о путешествии, англ.) корреспондента НТВ Юрия Кучинского.
Поездка в Адждабию
Некоторые сомнения зародились, когда на встречу нам попалось несколько установок «Град». Они двигались в обратную от линии фронта сторону походило на отступление. Видимо, дела у повстанцев складываются не лучшим образом. Бывалые военные корреспонденты говорят: в таких случаях обычно начинают искать внутреннего врага, и на эту роль нередко назначают журналистов.
Впрочем, в самой Адждабии обстановка ничем не отличалась от той, что была все последние дни, так что нашей целью были не очередные автотачанки с пулеметами, которые все каналы показывают каждый день. Из Адждабии мы планировали двинуться на юг, вглубь Ливии, куда почти никто из журналистов еще не ездил.
Все основные боевые действия происходят вдоль одной дороги от Триполи до Бенгази. Журналисты уже назвали ливийские события «шоссейной войной».
А на юге нас интересовали нефтяные месторождения, которые, по сообщениям информагентств, горели после непонятно чьей бомбежки. На южном выезде из города мы остановились узнать, не опасно ли ехать дальше. За ответом повстанец с автоматом препроводил нас в
Юрий Кучинский: «За день нас перевозили с места на место три раза по различным, видимо, штабам или
Менялись люди, задававшие вопросы, были переводчики, несколько раз повторяли одно и то же
Юрий Кучинский: «Нас сопровождали с гранатометами РПГ, двумя тачанками с пулеметами. „Калашниковых“ я уже не считаю. В общем, все нам здесь говорят: Welcome! („Добро пожаловать!“, англ.)».
Мы как могли спасались юмором. Кажется, пересказали друг другу все известные анекдоты и вспомнили все журналистские байки. Когда принесли еду, российский культурный контекст дал о себе знать автоматически.
Юрий Кучинский: «А в тюрьме сейчас ужин… Макароны».
Повстанцы общались вполне дружелюбно и даже не отобрали у нас телефоны, хотя на каждую попытку позвонить реагировали довольно нервно. Видимо боялись, что сигнал с телефона на спутник может послужить для наведения
Впрочем, нам ничего не объясняли, продолжая вежливо улыбаться, уверять, что никаких проблем нет, и мы находимся под охраной для нашей же безопасности.
Некий повстанец, по виду важный командир, приехал лишь около 20:00 по московскому времени. Только он внимательно пролистал наши паспорта, чтобы убедиться: мы въехали в Ливию со стороны Египта, а не Туниса, то есть с повстанческой стороны, а не с той стороны, которую контролирует Каддафи.
Тяжелый взгляд корреспондента «Комсомолки» Дмитрия Стешина зародил в повстанцах подозрение, мол, не журналист ты вовсе, а наверняка сотрудник спецслужб и не меньше, чем полковник. Но, в общем, больше предъявить нам было нечего.
Читайте также
- Журналисты НТВ в безопасности 16+
- Россиян под конвоем везут в Бенгази
- В Ливии задержаны журналисты НТВ
- Работа под прицелом: съемочная группа НТВ вместе с бойцами «Пятнашки» дважды попала под обстрел ВСУ
- Корреспондент НТВ Александр Коневич награжден за серию репортажей из Сирии
- «Удачный ход Путина»: зарубежные СМИ о переговорах по Ливии