В США готовятся объявить Россию «спонсором терроризма»

12.12.2019, 20:08

Видеосюжет: Алексей ВеселовскийВладимир Кобяков
Видео программы «Сегодня»

Конгресс США дополняет свою повестку новыми предложениями о санкциях против России и ее партнеров. Американские сенаторы требуют не только противостоять энергетическому влиянию Москвы в связи с «Северным потоком — 2», но даже призывают объявить Россию «спонсором терроризма». Пока это всего лишь проекты, но аппетиты, судя по все более жестким заявлениям с Капитолийского холма, продолжают расти.

Кого США накажут за «Северный поток — 2»

Общий объем инвестиций в «Северный потока — 2» — 10 миллиардов евро, половина из них — это европейские деньги. И американские санкции фактически бьют именно по ним. Вторая нитка газопровода проходит по дну территориальных вод и экономических зон пяти стран, 90 процентов маршрута уже проложили, а Вашингтон вводит санкции против компаний, которые имели отношение к прокладке труб на дне. У России нет компаний, владеющих технологией глубоководной укладки, то есть под санкции могут попасть суда-укладчики, а соответственно, их владельцы и заказчики работ — компании из Германии, Италии, Франции, Швейцарии и Австрии.

Глава правления австрийской компании ОМV Райнер Зеле уже заявил, что «санкции против „Северного потока — 2“ являются ударом по Европе и по Германии — близкому союзнику США». Председателя Российско-германской внешнеторговой палаты обратился к политическому руководству Евросоюза с призывом «отвечать контрсанкциями на меры, которые вредят Европе».
Из штаб-квартиры Еврокомиссии тоже приходят заявления, но более аккуратные: ЕС выступает против американских экстерриториальных санкций. Немецкая сторона сегодня напомнила, что европейские бизнес-структуры выступают за своевременное завершение газового проекта.

Кстати, ограничения затрагивают не только «Северный поток — 2», но и «Южный поток», который идет через Турцию на Балканы.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «По-моему, Конгресс сейчас буквально обуреваем желанием сделать все, чтобы разрушить наши отношения. Дело, начатое администрацией Барака Обамы, продолжается. Как я уже сказал, мы привыкли к такого рода нападкам. Мы знаем, как реагировать на них. Уверяю вас, что ни „Северный поток — 2“, ни „Турецкий поток“ не остановятся».

Примечательно, что американские санкции против «Северного потока — 2» заложены в законопроекте о военном бюджете. Связь между обороной США и экономическим проектом в Европе заключается в том, что в документе о военном бюджете прописана необходимость конкуренции с Китаем и Россией, которые «стремятся подорвать международный порядок». Так, в одном из подпунктов сказано, что Россия хочет газовыми проектами подорвать энергобезопасность союзников в Европе, поэтому союзникам надо помочь оградиться. Хотя сами европейские союзники от такой опеки не в восторге.

«Адские» санции

В США рассматривают и другой пакет санкций, который в прессе называют «адским». Законопроект «О предотвращении злонамеренной активности России в области терроризма» в комитете по международным делам Сената показательно поддержали на следующий день после того, как Сергей Лавров встретился с президентом США Трампом и госсекретарем Помпео. Если этот документ будет поддержан Конгрессом, то Госдепартамент в течение 90 дней должен будет определить, является ли Россия страной — спонсором терроризма и можно ли объявить вооруженные формирования на востоке Украины — В Луганской и Донецкой областях — террористическими организациями. С этой идеей автор законопроекта сенатор-республиканец из штата Колорадо Кори Гарднер носится уже около полутора лет, но только недавно она обрела форму.

Кори Гарднер, сенатор США от штата Колорадо: «Россия вторглась в соседние Грузию и Украину. Поддерживает режим Асада и врагов Афганистана. Участвует в военных действиях против демократических стран, включая вмешательство в американские выборы. Россия также ответственна за сбитый малайзийский лайнер и химическую атаку в Солсбери. Она — противник, вмешивалась в выборы в 2016-м и продолжит это в 2020-м по всему миру. Я считаю, она должна быть названа спонсором терроризма».

На слушаниях заместитель Госсекретаря США Дэвид Хейл парировал предложение Гарднера, отметив, что России самой достается от терроризма.

Дэвид Хейл, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам: «Я согласен с вашим определением злонамеренного поведения России, но я лично не вижу в этом спонсорства терроризма, террористических атак. И мы не должны забывать, что Россия сама много пострадала от террора. Я бы хотел, чтобы это было отмечено».

Но эту реплику сенаторы, очевидно, не желающие видеть никаких улучшений в отношениях с Россией явно пропустили мимо ушей.

Мария Захарова, официальный представитель МИД РФ: «Все, что творится в Конгрессе и Сенате, живет своей какой-то странной жизнью в контексте России. Это не поддается ни анализу, ни логике и называется одним глобальным словом — русофобская политика».

Сейчас в черном списке стран — спонсоров терроризма у США — Иран, Северная Корея, Судан и Сирия. Попадание в такой список означает дополнительные санкции: ограничение американской помощи, запрет на продажу оружия, контроль за торговлей товарами двойного назначения и другие ограничения. С такими странами почти не работает Международный валютный фонд и Всемирный банк. В общем, это не просто удар по престижу.

Документ уже прошел голосование в профильном комитете, следом его должны вынести на голосование в Сенате, когда — пока неизвестно, но если поддержат и там, то затем будет еще голосование в нижней палате Конгресса, и только потом он ляжет на стол президента Трампа. Который может документ подписать, но может и наложить вето.

Надо ли это европейцам?

Если вспомнить большую пресс-конференцию нормандской четверки после переговоров в Париже, то слово «террористы» в отношении подразделений Донецка и Луганска в открытой части встречи не произнес никто. Слово «сепаратисты» прозвучало только у Зеленского — трижды. Термин «оккупированные территории» использовал тоже только Зеленский. И что удивительно, никто, даже президент Украины, не произнес конструкцию «Россия — агрессор».

Получается, что и Макрон, и Меркель теперь аккуратно подходят к выбору терминов, чтобы заочно не поддерживать новый американский законопроект. Тут, вероятно, чисто прагматические цели. Очередные американские санкции предполагают запрет на работу с бумагами российского госдолга, а это уже не выгодно многим европейским финансовым компаниям.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также