Когда земля уходит из-под ног

07.04.2011, 19:12

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Жители хутора Михайлов в Ростовской области уже несколько лет никак не могут покинуть свои полуразрушенные дома, ежеминутно рискуя в буквальном смысле провалиться под землю.

Жители хутора Михайлов в Ростовской области уже несколько лет никак не могут покинуть свои полуразрушенные дома, ежеминутно рискуя в буквальном смысле провалиться под землю. Полхутора стоит над опасными пустотами, оставшимися от угледобычи.

После того как в окрестностях закрыли шахту, многие Михайлов покинули, а тех, кто уезжать не стал, со временем обещали расселить. На это даже выделили деньги, вот только новые квартиры люди так и не получили. Посчитав, что претендентов подозрительно много, чиновники потребовали сначала выписать всех, кто на самом деле в аварийных домах не живет.

Корреспондент НТВ Михаил Антропов разбирался в ситуации.

Улицы-призраки, где от большинства домов остались лишь руины, в хуторе Михайлов явление обычное. Поселение горняков пришло в упадок после закрытия шахты. Владимир Трубицын в забое отработал 30 лет. Он и его жена — теперь единственные обитатели шахтерского барака, рассчитанного на несколько семей. Вода привозная, газа нет, а отсутствие соседей не радует. Пустующая часть здания разваливается на глазах.

Дом Веры Воеводиной находится на другом конце хутора, но и здесь картина стремительного разрушения. Хуторяне уверены: всему виной брошенные горные выработки.

Вера Воеводина: «Из-за того, что шахту закрыли, пошла осадка домов, начали двери перекашиваться, фундамент рушится, хаты оседают».

Рукотворные горы в окрестностях хутора называются терриконы. Отработанную породу из местной шахты десятилетиями свозили сюда. В итоге появились холмы. То, какие пустоты образовались под землей, в том числе и под самим шахтерским поселком, трудно даже представить. Во всяком случае, с этого террикона хутор виден как на ладони.

Как выглядит подземное пространство в районе поселения, выяснили в НИИ горной геомеханики. Архивные чертежи инженеров шахты просто сверили с картой поселка

Виктория Нестерова, директор северокавказского представительства НИИ горной геомеханики: «Хутор Михайлов расположен в зоне влияния горных работ где-то примерно на 50%.

В аварийных домах, которые находятся над горными выработками, прописаны десятки семей. Программа переселения людей есть, деньги выделил федеральный бюджет. Но чиновники уверены: люди лукавят, пытаясь получить за свое негодное жилище слишком большую компенсацию. Ведь она положена каждому прописанному в аварийном доме.

Владимир Беляев, заместитель главы администрации Тацинского района: „Прописаны — ну, до смешного доходит — племянники, сожители, племянницы, внучатые племянницы. Разные абсолютно люди, то есть даже не близкие родственники. Давайте приведем в порядок, и мы вам выдадим деньги“».

«Привести в порядок» означает, что для получения компенсации из аварийного жилья нужно выписать лишних людей. Деньги на переселение готовы дать только тем, кто реально живет в аварийном доме. Каждый разговор хуторян на эту тему с главой сельского поселения заканчивается одинаково.

Анатолий Данилов, глава администрации Михайловского сельского поселения: «На каком основании все прописывали по 20, 12, 15 человек? Вы прописали семь человек!»
Местная жительница: «Это были мать, дети и внуки! Понятно?»

Дотошный подход властей к программе переселения жители хутора объясняют по-своему.

Нина Хорошилова: «У нас были люди от администрации, предлагали дать 100 тысяч, и завтра будут деньги. Скажите, было такое? Было!»

После встречи с сельским главой бывший шахтер Трубицын вернулся на свою улицу-призрак. Сегодня опять договориться с властями не удалось. Его сын уехал из депрессивного района на заработки. Своего жилья у него нет и не предвидится. Выписывать его из барака пенсионер не соглашается. Он уверен: сын тоже имеет право на помощь государства.

Владимир Трубицын: «Меня и моих детей я выписывать не буду, как бы вы не хотели. Никаким судом вы не выпишите. Он сказал: ладно, подавайте в суд, но вы его не выиграете никогда».

В районном суде уже рассмотрено больше 70 исков жителей хутора. Между тем специалисты-геомеханики продолжают исследования. Вот итоги подробного анализа местоположения нескольких домов поселения: «Есть угроза внезапного обрушения горных пород и угроза безопасности для людей».

Читайте также