Роман с камнем

06.04.2011, 19:20

Видео программы «Сегодня»

Сегодня в витринах музеев Московского Кремля появились цветочные букеты, россыпи сочных ягод и миниатюрные деревья ценой в миллионы рублей.

Сегодня в витринах музеев Московского Кремля появились цветочные букеты, россыпи сочных ягод и миниатюрные деревья ценой в миллионы рублей. Там открылась уникальная выставка работ Карла Фаберже и его современников. Экспонаты для нее собирали не только в музеях и частных коллекциях по всей России, но и за рубежом.

Корреспондент НТВ Егор Колыванов заглянул в сокровищницу.

В название выставки вынесен, пожалуй, наш самый известный ювелирный бренд «Карл Фаберже». Остальные мастера камнерезного дела хорошо известны только специалистам. Взять хотя бы Алексея Денисова-Уральского. Его работы из серии «Воюющие державы» в последний раз показывали в Петербурге в 1916 году. После этого они хранились в Пермской художественной галерее. Хранились настолько тщательно, что в какой-то момент искусствоведы даже начали сомневаться в их существовании.

Виктория Павленко, заведующая отделом выставок Московского Кремля: «Здесь представлены союзники России. Великобритания — это морской лев, который в зубах держит фантастическую рыбу с головой немецкого кайзера. Конечно, римская волчица — символ Италии».

В соседней витрине — противники России в Первой мировой войне: жаба в феске — Турция; обезьяна у разбитого корыта — Австро-Венгрия; и немецкий кайзер Вильгельм верхом на свинье.

Площадь восточного зала невелика, тем не менее здесь поместилось 400 экспонатов из 17 музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири и Урала. Центральные экспонаты — это, конечно, же пасхальные яйца мастерской Фаберже. Здесь их шесть. Шестое яйцо — оно последнее даже для Карла Фаберже. Этот заказ императорского дома так и остался невыполненным, потому что заказ был сделан в 1917 году. Потребовалось провести серьезную научную работу, чтобы подтвердить: эти две сапфировые сферы — действительно недоделанное яйцо Фаберже.

Елена Гагарина, генеральный директор музеев Московского Кремля: «Здесь внизу должны быть серебряные фигуры ангелов, которые поддерживают это облако, на котором находится сфера, небесная сфера из синего сапфирового стекла».

Мастера Карла Фаберже из уральских самоцветов делали ягодные поляны и даже цветы. Но, достигнув совершенства, от идей отказались. Получалось очень дорого и очень хрупко.

Татьяна Мунтян, куратор выставки, старший научный сотрудник музеев Московского Кремля: «Из множества цветов в коллекциях мира, а их насчитывается порядка полусотни, только два — целиком из камня, и оба в музеях России».

Мастера XX века представлены работами советского художника Василия Коноваленко. В начале 80-х он вынужден был эмигрировать, поскольку его работы отказывались выставлять в музеях.

Анна Коноваленко, вдова художника Василия Коноваленко: «Говорили так: „Идейное содержание работ Василия Коноваленко искажает образ советского и русского человека“».

Проблем с худсоветами, видимо, не было у авторов (жаль, имена мастеров не сохранились) этих работ: пепельница в виде серпа и молота, колбаса из мрамора — как примеры того, как изменчиво представление о прекрасном.

Читайте также