Ростовских заключенных объединяет песня

05.04.2011, 10:12

Видеосюжет: Святослав Гордин
Видео программы «Сегодня»

В Ростовской колонии №2 сегодня пройдет концерт группы «58-я статья».

В Ростовской колонии №2 сегодня тоже будут звучать пронзительные песни, но совсем иного содержания — о сталинских репрессиях. В тюремном актовом зале на репетицию соберется группа «58-я статья», созданная правозащитником, прошедшим ГУЛАГ. Витольд Абанькин — единственный, кто сейчас на свободе, остальные музыканты — заключенные.

Лагерную лирику оценил корреспондент НТВ Святослав Гордин.

Казалось бы, Витольду Абанькину надо держаться от тюрем и колоний как можно дальше. После потерянных в ГУЛАГе 12 лет жизни так, вероятно, сделали бы многие.

Он проходит строгую процедуру на КПП Ростовской исправительной колонии каждый раз, когда приезжает на репетицию своего музыкального коллектива. Его музыканты — заключенные. И чтобы играть вместе, бывшему политзэку нужно вновь оказываться по ту сторону колючей проволоки.

Витольд Абанькин: «Когда люди очень долго сидят, они привыкают, и уже заключение не страшно».

Трое нынешних заключенных и один бывший назвали свою группу «58-я статья». Это одна из самых страшных статей сталинского Уголовного кодекса: тысячи и тысячи осужденных за шпионаж и измену родине — расстрел.

Абанькина сослали в лагеря за стихи о новочеркасском расстреле 1962 года. Он написал: «На Россию с высот Кремля звезды красные злобно глядят». Он сидел в Мордовии, Перми и Владимирском централе. Академик Сахаров в своей Нобелевской речи, говоря о политзаключенных советского режима, скажет и о Витольде Абанькине.

Вячеслав Ходзинский, исполняющий обязанности начальника ГУФСИН РФ по Ростовской области: «К сожалению, было огромное количество невинных жертв, большая часть из которых была осуждена по политическим мотивам».

Алексея осудили, конечно, не по 58-й статье, такой в Кодексе больше нет. Он здесь за уголовное преступление бытового характера. И сейчас он поет песни на стихи Юрия Галанскова, Валентина Соколова, Вадима Делоне — поэтов-политзаключенных, о которых еще недавно он даже не слышал.

Алексей Дорохов, заключенный: «Нынешних людей, которые отбывают наказание, я ставлю в сравнение с теми. Судя по песням, это разные люди, и мне очень интересно петь и познавать, как было раньше».

Выходя на свободу, Абанькин вынес на крошечных листочках бумаги стихи, написанные и записанные в лагерях. Их авторы погибли в ГУЛАГе. Стихи — то немногое, что от них осталось.

Эти песни, хоть и сыграны вне воли, но в них нет уголовной романтики.

Витольд Абанькин: «У нас не только воры, убийцы и насильники сидят и сидели, а у нас сидели люди, которые шли в лагеря и тюрьмы по совести. Вот, как говорил Солженицын, жили не по лжи».

Иногда им разрешено давать концерты вне зоны — в городских залах, которые в эти моменты усиленно охраняют. Но это не коммерческий проект, послушать группу приходят родные тех, кто лишен свободы. «58-я статья» — это разные поколения и людей, и заключенных. Пока им интересно работать вместе. Возможно, этот интерес останется и когда трое участников группы выйдут на свободу.

Читайте также