Раскрыто досье советского перебежчика

04.04.2011, 10:08

Видео программы «Сегодня»

Британская королевская разведка МИ5 (MI5) рассекретила свои архивные файлы о советских перебежчиках.

Если один Петров — Виталий, придя третьим на Гран-при Австралии, родину прославил, то другой Петров — Владимир, будучи третьим секретарем посольства СССР в той же Австралии, родину предал. Широкой публике об этом другом Петрове стало известно только сегодня, после того, как британская королевская разведка МИ5 (MI5) рассекретила некоторые файлы из своего архива.

О Петровых начистоту — корреспондент НТВ Евгений Ксензенко.

Все государственные тайны королевства хранятся в Национальном архиве. Документы разные: от встреч британцев с пришельцами до шпионских скандалов. Несколько раз в год эти файлы рассекречиваются. Сейчас очередь МИ5. Всего 180 файлов. Из них 40 — о семье Петровых.

Дело третьего секретаря советского посольства в Канберре — большой скандал в 50-х годах. Владимир и Евдокия Петровы — кадровые разведчики — попросили убежища в Австралии и выдали агентурную сеть, шифры, явки, пароли. Их предательство во время холодной войны — это победа не только австралийских, но и британских спецслужб. Они месяцами собирали информацию о Петрове, искали слабое место в советском посольстве и нашли. Как написано в секретных донесениях, дипломат любил выпить, мечтал о роскошной жизни и симпатизировал Австралии.

Эд Хэмпшир, эксперт национальных архивов Великобритании: «Еще одна информация от того же источника — что у него была ссора с послом. Кроме того, еще заявление, что он хотел бы остаться в Австралии. Таким образом, здесь достаточно сведений для того, чтобы понять, что за человек был Петров. Спецслужбам такая информация и нужна, чтобы начать с ним переговоры».

Переговоры вели аккуратно, с участием психологов. Интересны указания по обработке Петрова: «Как показывает опыт, важно на ранней стадии подготовки к побегу поддержать моральный дух перебежчика, заверить, что мы позаботимся о его безопасности». Судя по досье, спецслужбы выяснили о Петрове все, начиная от привычек и заканчивая душевными переживаниями. Месяцы слежки и переговоров окупились сполна.

Эд Хэмпшир: «Важно, что он подтвердил, что Гай Берджес и Дональд Маклейн — это действительно два из пяти кембриджских шпионов, уехавших в Советский Союз, а это означает, что он имел доступ к самой секретной информации».

История Петровых похожа на детектив. Сначала сбежал муж, а потом и жена. Хотя за Евдокией из Москвы приехали советские агенты и буквально под руки повели в самолет для возвращения на родину.

Сохранилась красноречивая газетная фотография — тоже из секретного досье (спецслужбы собирают даже газетные статьи): советских агентов разоружили, по дороге бывшая шифровальщица посольства потеряла туфлю. Затем, как пишут журналисты, рыдающую женщину спросил пилот самолета, не хочет ли она остаться в Австралии. Она согласилась, и Евдокию сняли с самолета за 15 минут до взлета, после чего советские агенты заявили, что женщину похитили.

Все в духе шпионского романа, но с самыми серьезными последствиями. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Австралией и закрыл посольство в стране на пять лет. Сами Петровы получили новое гражданство, стали Свеном и Анной Элис. Но, как сказал перебежчик спустя 10 лет: «Лучше бы я умер: ни друзей, ни будущего». Владимир Петров боялся мести и практически не выходил из дома.

Досье советского разведчика рассекретили спустя 56 лет. Все герои этой истории уже умерли. Секретные документы полувековой давности по стилю напоминают телеграммы на сайте «Викиликс» (WikiLeaks). С той лишь разницей, что это — разрешенная государством утечка информации.

Читайте также