Дом Пушкина трещит по швам

30.03.2011, 19:21

Видео программы «Сегодня»

Сегодня сотрудники дома-музея Пушкина в Кишиневе, отвлекшись от привычных обязанностей, латали глубокие трещины на стенах и потолке.

Сегодня сотрудники дома-музея Пушкина в Кишиневе, отвлекшись от привычных обязанностей, латали глубокие трещины на стенах и потолке. Здание, где поэт прожил три года во время так называемой бессарабской ссылки и где начал писать «Евгения Онегина», стремительно разрушается с тех пор, как по соседству начали возводить жилой комплекс.

Российское посольство направило возмущенное письмо в молдавское Министерство культуры, которое выяснило, что проект утвердили незаконно. Однако застройщики продолжают уверенно рыть котлованы, успокаивая музейщиков заявлениями вроде если дом рухнет, мы что-нибудь придумаем.

Как же так с нашим всем? — пытался понять корреспондент НТВ Сергей Морозов.

«Приехал в Кишинев на несколько дней, провел их неизъяснимо элегически и, выехав оттуда навсегда, о Кишиневе я вздохнул», — писал Пушкин в 1823 году об этом самом доме. Здесь были написаны «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан», здесь начат «Евгений Онегин». Глинобитный дом простоял два столетия, но начал разрушаться сейчас, когда у самых стен начали строить многоэтажный жилой комплекс.

Александра Стаканова, директор дома-музея А. С. Пушкина: «В одном из залов библиотеки рухнул кусок потолка. Стали говорить, что это ветхая конструкция. Стала ветхой именно та часть, где черепица была растрясена, и вода прошла через нее».

Котлован вырыли буквально в двух шагах от исторического дома, при этом фирма-застройщик утверждает, что все документы в порядке. Противники строительства говорят, что макет и условия застройки держали в тайне от музея и общественности. Представители застройщика считают, что новая архитектура украсит этот — где он там — музей.

Петру Гажим, инженер строительства жилого комплекса: «Не будет подниматся этот комплекс выше этого музея? Не будет. Не задавит ничего, вот здесь музей… Где он тут?»

Главный архитектор говорит, что комплекс можно было вообще построить вплотную к музею. Убеждает, что часть работ ведется вручную, чтобы избежать вибрации, и вообще фирма взялась покрыть все убытки, если из-за строительства пострадает музей. Правда, из объяснений городских властей выходит, что если музей вообще развалится во время стройки, кто будет отвечать? Правильно — Пушкин.

Нистор Грозаву, заместитель мэра Кишинева: «Даже если они появились по этой причине, они должны быть починены по окончании стройки. Компания тоже ответственна перед своими заказчиками. Черепица упала по любой причине, но не из-за стройки».

Пушкиноведы из Санкт-Петербурга, знающие, с какой легкостью может исчезать историческое наследие, выступили в защиту кишиневского дома.

Галина Седова, заведующая музеем-квартирой А. С. Пушкина: «Для культуры всегда важна материальная часть, когда мы просто можем пройти ногами по тем тропам, по которым шел герой. Почувствовать то состояние, в котором он был. Если это все уничтожить, то это уже вопрос не культуры конкретного молдавского или русского народа, это вопрос культуры человечества».

В самой Молдавии есть сомнения в том, что это строительство вообще ведется законно.

Ион Штефаницэ, директор агентства по инспектированию и реставрации памятников Республики Молдова: «То, что было принято, не согласовано с консилиумом. Мы видим проект, согласованный 28 декабря 2008 года министром культуры Козмой. А как мы знаем, с 1 декабря он уже не был министром. Следовательно, компания не имеет права строить в этой зоне».

Пушкин, к слову, недолюбливал Кишинев. «Когда-нибудь на грешный кров твоих запачканных домов небесный гром, конечно, грянет, и — не найду твоих следов!» — писал он об этом городе, но до сегодняшнего дня как раз пушкинские следы сохранялись тут хорошо. «Небесный гром» пришел в виде строительного капитала.

Читайте также