Как вырастить из ребенка гения

25.11.2019, 18:05

Видеосюжет: Михаил Плахотник
Видео программы «Сегодня»

Каждый родитель считает своего ребенка талантливым, но, по официальной статистике, по-настоящему одаренных детей — всего два процента в мире. Вундеркинды резко выделяются на фоне сверстников, показывая выдающиеся способности. Но как складывается их жизнь, когда детство заканчивается? С какими проблемами они сталкиваются, какие советы можно дать их родителям, учителям и друзьям?

Юные гении, дети индиго, вундеркинды — вопросом о том, как именно назвать каждого, они не задаются вовсе. Зато не боятся вопроса «что ты сделал в свои годы?», хотя многим из них даже паспорт еще не выдали. Бельгийский мальчик Лоран Симонс год назад рассказывал НТВ о трудностях обучения в школе.

Лоран Симонс: «Я выполнял все вместе с другими учениками, но они очень медленно изучали материал, это было скучно».

Тогда еще 8-летний Лоран удивил мир тем, что, за полтора года освоив всю школьную программу, собрался поступать в институт и поступил. «На данный момент я изучаю электротехнику», — говорит он. Здесь ключевое выражение «на данный момент», поскольку Технический университет Эйндховена он практически окончил. В декабре, когда он сдаст проект, получит диплом. У мальчика есть все шансы стать не только самым юным, но и, благодаря СМИ, самым известным бакалавром в мире.

Александр Симонс, отец Лорана: «Я не думаю, что популярность как-то вредит сыну. И мы его поддерживаем. Мы создали странички для него в соцсетях, где Лорен делится впечатлениями. Нет, мы не переживаем, что слава может ему навредить».

Из детей по количеству статей и сюжетов о них Лоран сейчас конкурирует разве что с Гретой Тунберг. И пусть они не пока не оппоненты, Лорану, как человеку науки, уже есть что возразить Гретте.

Лоран Симонс: «Она только говорит, а я за то, чтобы принимались реальные решения. Нужно работать и искать их, а не говорить попусту и поверхностно об изменении климата».

Школьник Денис Бабушкин помнит 13202 знаков числа Пи после запятой. Это рекорд России. Мальчик уверяет, что врожденной фотографической памяти у него нет, все это исключительно тренировка. На вопрос, зачем он так развивает память, отвечает просто: чтобы учиться лучше, а рекорды — это факультатив.

Но выдающиеся способности порой могут быть опасны для самого ребенка, уверяет психолог Сергей Артемьев, причины можно перечислять долго. Статистику короче.

Сергей Артемьев, психолог: «Люди с особыми способностями в среднем живут, по результатам исследований, на 14 лет меньше остальных и в семь-восемь раз чаще становятся клиентами психиатрических клиник. Это не значит, что всех талантливых детей ждет такая судьба — это зависит от среды, в которой они оказались».

Заслуженный учитель России Евгений Ямбург опасения психолога во многом разделяет. Он уверен, что к талантливому ребенку особый свой подход нужен не меньше, чем отстающему от сверстников, к тому же родителям даже способного чада не стоит переоценивать его способности.

Евгений Ямбург, академик РАО, доктор педагогических наук: «Это как хрустальная ваза, „разбить“ их очень легко. И мы часто за одаренных принимаем немножко не тех: скорость мышления и глубина — это все разные вещи».

А еще по-настоящему одаренных в мире не более 2%, напоминает доктор педагогических наук. Философ Александр Мельников все эти проблему признает, но просит не драматизировать. Он знает вопрос, о котором говорит. Первая его книга вышла, когда автору было 9 лет. И писал он не для сверстников, а для взрослых. Сейчас ему 21, он уверяет, что с ним все хорошо. Вот же Институт философии Российской академии наук вручают первую премию.

Миша Попов прославился три года назад не по-детски умными политическими высказываниями. Уровень его эрудиции таков, что Миша может экскурсии в музеях проводить. Теперь он читает лекции по истории взрослым и уже планирует изменить российское образование.

Михаил Попов: «К сожалению, школьная программа пятого класса не может дать обширных познаний по этой теме. Мое свободное время посвящено именно этому».

В воспитании детей умными не надо искать сложностей, уверяет интеллектуал уже взрослый, а когда-то ребенок-интеллектуал Анатолий Вассерман. На вопрос о том, как воспитать гения, он отвечает: все банально.

Анатолий Вассерман: «Родители могут очень много сделать для воспитания гения, если они сами постоянно занимаются умственным трудом».

Нужно ли учить ребенка читать и считать в три года

Связанные новости

Читайте также