Стыдно быть несчастливым

28.03.2011, 19:22

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

На сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» дают «Пять вечеров» — спектакль по, возможно, самой пронзительной пьесе Александра Володина.

Сегодня на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» дают «Пять вечеров» — спектакль по, возможно, самой пронзительной пьесе Александра Володина. Всесоюзную популярность она получила после одноименного фильма Никиты Михалкова.

Это история двух одиночеств, встретившихся после 17 лет разлуки и ведущих задушевные разговоры на кухне коммуналки. В мастерской Фоменко все это разыгрывается в минималистичных декорациях, с максимальной экспрессией, выражая главную мысль всех володинских пьес — о том, что «стыдно быть несчастливым».

Корреспондент НТВ Алексей Ивлиев побывал на предпремьерном показе.

С первых секунд поразить зрителя. В атмосферу старого ленинградского дворика конца 50-х годов, где происходит действие «Пяти вечеров», вырываются новейшие технологии. В театре «Мастерская Петра Фоменко» в очередной раз рискнули. Не одно поколение россиян помнит одноименный фильм, а на сцене «Современника» «Пять вечеров» идут много лет. Как тут избежать сравнений?

Рисковал Пётр Фоменко и с приглашением режиссера спектакля. Виктор Рыжаков до сего дня ничего на сцене «Мастерской» не ставил, но зато был лично знаком с Александром Володиным. Перенести на сцену атмосферу эпохи и сделать так, чтобы все происходящее было понятно и нынешнему поколению, — таков замысел режиссера.

Виктор Рыжаков, режиссер спектакля: «В контексте сегодняшнего дня все как бы такое полупластиковое, и киберпространство — открытое, новое — такое бездыханное все равно. В данном случае эта пьеса, мне кажется, написана именно для театра, в котором есть возможность услышать что-то особенное, чего сегодня не хватает».

Пьеса Володина — это неторопливые монологи героев. На сцене же у Рыжакова каждое слово сопровождается каким-то фантастическим движением персонажей. Они парят, они летают, и, словно преодолевая законы гравитации, выполняют сложные акробатические па. Из декораций в спектакле всего лишь стол, стулья, кусок стены. И еще дверь, которой герои «Пяти вечеров» постоянно хлопают, снимают ее, уносят за кулисы, а потом вешают вновь.

Евгения Дмитриева, актриса: «Не за что спрятаться, и остаетесь только ты, твой партнер и то пространство, в которое ты помещен».

А еще в «Пяти вечерах» почти беспрерывно вращается сцена, которую словно карусель раскручивает то один актер, то другой. И особый ритм диалогов, быстрых, динамичных, скороговоркой. Иногда возникает ощущение, что слушаешь рэп.

Рисковали авторы постановки и пригласив в «Пять вечеров» актеров других театров. Но за полгода репетиций все сработались так, словно много лет на одной сцене. Полина Агуреева говорит, что в жизни она совсем не похожа на свою героиню, но есть в ней то, чем она подкупает.

Полина Агуреева, актриса: «Если говорить, чем она мне нравится, так это способностью любить, конечно. Такой уникальной, непреодолимой способностью любить».

Авторам явно удалось вместить в одну постановку и новаторские приемы, свойственные театру «Мастерская Петра Фоменко» и сохранить живое слово Александра Володина. А потому аншлаг этому спектаклю обеспечен.

Читайте также