Русская радиослужба Би-би-си уходит из эфира

26.03.2011, 08:09

Видео программы «Сегодня»

Долгое время русская радиослужба Би-би-си пробивалась через железный занавес, глушилки и контрпропаганду.

Би-би-си (ВВС) сообщает о том, что русская радиослужба компании уходит из эфира. Так что у тех, кому еще с советских времен знакомы ее голоса, остается лишь несколько часов, чтобы в последний раз поймать волну. Уходят на круглой дате, вещание продолжалось 65 лет.

Долгое время станция, пробиваясь через железный занавес, глушилки и контрпропаганду, оставалась едва ли не единственным источником новостей с загнивающего Запада. Потом услышанное обсуждалось на кухнях.

Сегодня радиослужба меняет формат с онэйр (в эфире) на онлайн. И послушать ее программы можно будет, сидя опять же на кухне за утренней чашкой кофе и ноутбуком. Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко встретился в Лондоне с Севой Новгородцевым и обсудил последние новости.

Где началась русская служба Би-би-си, теперь уже никто не помнит. Но Сева Новгородцев считает, что, скорее всего, это было на месте его кабинета. Мы верим, что Сева уже давно даже не голос, а лицо компании. Его «прийти, понравиться, остаться» так же известны здесь, как и принципы лорда Рейта, сформулированные для Би-би-си, — информировать, просвещать, развлекать.

Сева Новгородцев, радиоведущий российской службы Би-би-си: «С одной стороны, была ностальгия, а с другой, мы раскрепостились здесь необычайно. Когда я приехал, это была имперская станция, нам давали бумажки, мы переводили и шли в эфир. Первая возможность написать что-то самому у меня появилась в районе 1980 года».

Для СССР Сева был одним из тех самых вражеских голосов, а для жителей Союза — голосом, свободным от цензуры. Поговорка «есть обычай на Руси ночью слушать Би-би-си» — эта история запретной любви с риском для карьеры. Порой она даже очень романтична.

Сева Новгородцев, радиоведущий российской службы Би-би-си: «Я одно письмо даже получил, моряк бросил в бутылке. Письмо лежало в английском канале, адрес: Би-би-си, Севе Новгородцеву. И самое удивительное — дошло!»

Доходили письма, на эфир приходили политики и писатели — от Маргарет Тэтчер до Александра Солженицына.

Радиозапись разговора Солженицына: «Я хотел бы сказать, что я очень давний слушатель Би-би-си. Я начинал его слушать даже в тюрьме, случайно, это было в 1946 году. Потом я слушал его сквозь глушение, полное глушение в 53–54-м годах. Не говорю уже о том, что многие годы потом».

По лестнице — к эфиру. Журналистам Би-би-си запрещали пользоваться лифтами. Вдруг они сломаются? Ладно, если просто люди застрянут, но пленки — это святое. Их переносили в ящиках, часто бегом.

Теперь уже так никто не бегает, а историю в коробке мы нашли лишь у руководителя службы Сары Гибсон. И та оставлена на память, ведь начинала Сара продюсером, то есть хорошим спринтером.

Сара Гибсон, глава русской службы Би-би-си: «Нет, сейчас не тяжелый, потому что пустой. А тогда не то что тяжелый был… Просто атмосфера была такая — выбросить. Приехать в студию и выбросить информацию в последнюю минуту».

Последняя минута классического радиоэфира наступит сегодня. По словам Сары Гибсон, ей грустно расставаться с историей. В юбилейный год (65 лет русской службе Би-Би-Си) она получила «подарок» от правительства — 30% сокращение бюджета. Не будет больше радиоволн, вещание уходит в Интернет, неся потери. Закрывают треть программ, многих сотрудников увольняют.

Сара Гибсон, глава русской службы Би-би-си: «С другой стороны, мы понимаем, что нам сейчас гораздо легче достичь цели через Интернет, чем через короткие или средние волны в России. Мы подозреваем, что мало кто слушает».

Если раньше их слушали буквально под подушками, боялись, что узнают сотрудники КГБ, то теперь радиопрограммы никто не глушит, а людей не пугают возмездием. Но того влияния и откровения у Би-би-си уже нет, но фирменная репутация осталась. Сложно поверить, но ведь когда-то именно в этих студиях людей учили танцевать ча-ча-ча по радио.

Сева Новгородцев, радиоведущий российской службы Би-би-си: «Мы проделали огромный путь, а теперь открываются новые возможности. Возможности видео, обратной связи, „Твиттер“ (Twitter), „Фейсбук“ (Facebook) и так далее. Конечно, аудитория не в том количестве, некоторые исследователи считали, что у меня на пике было 25 миллионов. Конечно, 25 миллионов никогда не будет, но наши 70 тысяч нам дороги».

Послушать Севу можно будет на сайте. Похоронного настроения в редакции нет, внешне ничего не изменилось, даже аппаратура останется прежней. Переход в Интернет пройдет почти незаметно, сайт Би-би-си давно уже пример успеха, а теперь еще и поглощения радиоистории.

Читайте также