«Дама с единорогом» вышла в свет

25.03.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Музее Пушкина под толстым пуленепробиваемым стеклом выставили картину, которая на ближайшие 1,5 месяца обеспечит Пушкинскому многочасовые очереди.

Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина под толстым пуленепробиваемым стеклом выставили картину, которая на ближайшие 1,5 месяца обеспечит Пушкинскому многочасовые очереди. Из римской виллы Боргезе в Москву правительственным рейсом прибыла «Дама с единорогом» Рафаэля Санте, открывающая год Италии в России.

Несмотря на то, что Рафаэль считается одним из самых любимых в России художников Возрождения, здесь хранятся только две его работы, и обе — в Эрмитаже. Поэтому для Москвы нынешняя моновыставка — событие исключительное. На сегодняшнюю церемонию открытия прибыл весь высший свет столицы.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский наблюдал.

Ворота перед входом в седьмой зал эпохи Возрождения сегодня кажутся просто какими-то декоративными, учитывая то количество людей, которое ожидается в Музее имени Пушкина. Ведь сегодня здесь — единственный Рафаэль в России, ну по крайней мере это единственное значительное полотно мастера.

Есть еще два в Эрмитаже, но это уже второстепенные работы. Всю остальную коллекцию Рафаэля из нашей страны распродали после революции. Так что то, что зрители увидят здесь, — убедительное доказательство, что и один Рафаэль в музее — выставка.

Надежда Рейн, ученый секретарь Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: «Это огромная радость, и это, я бы сказала, огромное счастье видеть в наших стенах такое произведение».

«Дама с единорогом» — это своего рода верительная грамота нового итальянского посла в России Антонио Ланди. Это именно по его инициативе Рафаэля привезли в Россию из родной галереи Боргезе со всеми предосторожностями — в специальном контейнере и даже правительственным бортом. Однако и это еще не конец: уже в этом году в Москве ожидают увидеть Боттичелли, Караваджо, и еще много чего.

Антонио Дзанарди Ланди, посол Италии в России: «Мы привезем сюда так же театральные и музыкальные постановки, организуем несколько концертов, и таким образом итальянские шедевры станут частью русской культуры».

Одним из самых интересных моментов, конечно, остается поразительное сходство «Дамы с единорогом» и «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Даже в черно-белом варианте видно, что контуры фигур практически совпадают — композиция очень похожа, поворот головы, посадка. Искусствоведы сломали не мало копий, пытаясь совместить эти картины, анализируя вплоть до улыбки, пейзажа за спиной, но все же пришли к нулевому результату.

Леонардо да Винчи писал свою мистификацию, полную зашифрованных смыслов, а Рафаэль — портрет на заказ, пусть и исполненный в совершенстве.

Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: «Картина оказалась неоднократно переписана в течение столетий. Там вместо дамы с единорогом сначала была дама с собачкой — у нее на коленях сидела маленькая собачка. Была еще одна ее трансформация: она превратилась в Святую Екатерину. На плечи этой молодой женщины, изображенной на картине, набросили плащ».

Рафаэль, как представитель прекрасного из жрецов, дает прекрасную возможность прикоснуться к совершенству. Идеально выверенная палитра, каждая линия, да и вообще здесь можно погрузиться в идеал женской красоты XVI века. Однако же не более.

В отличие от Леонардо да Винчи Рафаэль лишает людей XXI века приятной возможности почувствовать себя специалистом по живописи эпохи Возрождения, наспех на ночь прочитав один детективный роман. Все-таки код Рафаэля Санти никто сочинять не взялся.

Читайте также