В воинствующем искусстве больше политики

24.03.2011, 18:01

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Провокационная арт-группа «Война» попала в американский список самых серьезных скандалов нового века.

Петербург вышел на сомнительный международный уровень. Американское издание «Россия» (Russia) составило список наиболее серьезных скандалов начала XXI века. И третью строчку в рейтинге завоевала арт-группа «Война», благодаря провокационному рисунку на Литейном мосту.

С этим же проектом художники были недавно номинированы на Всероссийскую премию в области современного визуального искусства «Инновация». «Война» сейчас на пике популярности, активистов закружил ураган событий.

Прокуратура обвиняет их в хулиганстве, идеологические противники создают альтернативную группу «Мир», сами творцы становятся жертвами нападения.

Подробнее о современном уличном искусстве — корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Уже привыкшие скрываться от объективов видеокамер они теперь с упорством ищут запись с собственным участием. Арт-группа «Война» даже с телевизионщиками готова встречаться, лишь бы доказать, что сотрудники правоохранительных органов совершили на них нападение. Днем, в самом центре Петербурга.

Наталья Сокол, активист арт-группы «Война»: «Я держала одной рукой коляску. Ее от меня оттолкнули, когда меня потащили в снег. Так что Касперу тоже досталось в этой драке. Потом я почувствовала удары по себе, по ребрам. У меня огромный синяк».

Следы потасовки на лице Каспера — сына Натальи — самый весомый для активистов аргумент. К акциям, за которые они уже неоднократно подвергались преследованиям, ребенок отношения не имеет. И уверены, что найти виновных можно без труда.

Запись камер — вдоль улицы Восстания их больше десятка — раздобыть они не смогли. Но возбуждения уголовного дела добились.

Вячеслав Степченко, начальник отдела информации и общественных связей ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти: «Пока мы говорим, что уголовное дело возбуждено по факту совершенного преступления. И в настоящий момент проводится комплекс оперативно-следственных действий на установление личностей предполагаемых преступников».

Нападавшие, если верить художникам, размахивали корочками уголовного розыска. Типичное, по их мнению, прикрытие для одного из двух городских отделов по борьбе с экстремизмом.

Олег Воротников, активист арт-группы «Война»: «Как только они добились того, что им было нужно, — выхватили флэшку, — вдруг тут же им больше не нужно стало никакую бандитскую группировку ловить. Они прямо, как шакалы, быстро туда побежали».

Чуть ли не с первой их акции главной экспозиционной площадкой войны стал Интернет. Где можно посмотреть последние новости, почитать биографии участников и главное — увидеть фото- и видеодокументации всех военных действий.

Ведь на акциях, как правило, зрителей не слишком много. Тем более присутствует эффект неожиданности. А тут, пожалуйста, смотри, изучай, пересылай друзьям. И что самое важное — никакой цензуры.

Самой во всех отношениях заметной акцией «Войны» стало появление граффити на пролете Литейного моста. После чего о художественных достоинства такого творчества спорить начали не только в ФСБ (им мост и был показан), но и среди культурной общественности. Выдвижение литейного фаллоса на премию Госцентра современного искусства полемику еще подогрело.

Юрий Мамин, режиссер: «Я, к сожалению, в тот день стоял с другой стороны моста. Я не видел эту акцию, я видел только поднятый мост. Я был со стороны Финляндского вокзала. Но она забавна. Конечно, смешно».

Альберт Чаркин, председатель петербургского отделения Союза художников России: «Обидно, что этим способом люди хотят чего-то достичь, привлечь к себе внимание. Смысл какой? Только в этом, больше ни в чем».

Первоначально отклонив предложение оргкомитета, воинствующие художники позже его все же приняли. Доведя ситуацию до абсурда: антиправительственную акцию в итоге поощрило государство.

Олег Воротников, активист арт-группы «Война»: «Мне все равно кажется, что больше людей, которые это принимают. Просто потому, что они видят за этим совершенно здравую мысль. Может быть, она обличена в наши абсурдные, абсурдистские акционистские формы».

Собственную альтернативу московской «Войне» предложило вполне мирное объединение петербургских художников.

Александра Романова с единомышленниками действует по тем же, что у «Войны», правилам. Полная конспирация и публичность. Работая только на улице, они оставляют свои картины в самых неожиданных для зрителя местах.

Александра Романова, активист арт-группы «Мир»: «Женщины, которые проходили мимо, пошли на работу, вернулись со своими подругами. Они все пришли, фотографировались на мобильные телефоны! Может быть, часть людей в Эрмитаже то не была».

Творчество, которое они несут в массы, заряжено более чем мирным снарядом. Чего не скажешь об одиозной арт-группе. В действиях которой больше политики, чем искусства.

Леонид Николаев, активист арт-группы «Война»: «Если мы скроемся, то ничего не нужно будет доказывать. Они скажут, что вот еще одни уехали в Лондон, и все. Но этого им добиться не удастся. Мы будем продолжать свои действия, будем продолжать свою „Войну“».

Читайте также