Кремлевский гараж демонстрирует раритеты

24.03.2011, 10:10

Видео программы «Сегодня»

В московском «Крокус Экспо» открылась выставка раритетных авто, посвященная 90-летию Гаража особого назначения.

Автомобили, которым не страшен не то что взрыв, чуть ли не прямой авиаудар, с сегодняшнего дня можно увидеть в московском «Крокус Экспо». В «галерее олдтаймер» — собрание раритетов из Гаража особого назначения. Он уже 90 лет обслуживает тех, кто рулит страной.

Собственно, этой дате и посвящена выставка. На колесах движется история, в нагрузку — документальные свидетельства о выездах советских руководителей в прифронтовые зоны или, например, акты ДТП, в которые они попадали, как Орджоникидзе в 1936-м. Именно после этого для Гаража впервые начали закупать иномарки.

Но в сопровождении этого, растянувшегося почти на век ВИП-кортежа, еще и машины-современники. Корреспондент НТВ Александр Калинин, гуляя по автопарку, присмотрелся и к ним.

Красивые авто известных марок и сейчас для многих — непозволительная роскошь. На выставке — сплошной винтаж, как например, «Кадиллак» (Cadillac) 1935 года. Цены на подобные раритеты вообще заоблачные. Но даже здесь можно почувствовать себя не сытым миллионером, а, скажем, простым селекционером, ведь за рулем трактора «Порш» (Porsche), кроме как в поле и не выедешь. Русским коллекционерам этот немецкий трактор 1961 года обошелся в 30 тысяч долларов.

Новенький «Кайен» (Cayenne) за такие деньги, конечно, не купишь, но со временем это красное чудо, как вино, станет только дороже. Лет через 50 будет вовсе неочевидно, какой из внедорожников ценнее.

Кирилл Евстафьев, коллекционер автомобилей: «В то время это была обычная сельхозмашина. Стоила она относительно недорого. Но за счет того, что их было сделано ограниченное количество — в 1962 году производство свернули, — сейчас это уже дорогой музейный экспонат».

Таких экспонатов здесь около двухсот. Знаменитый автомобиль Фантомаса — культовый «Ситроен Дэ Эс» (Citroen DS), некогда шокировавший всех своим футуристичным дизайном и прославившийся благодаря покушению на Шарля де Голля в 1962-м.

Точная копия «Волги», подаренной Юрию Гагарину за первый полет в космос. Номер, как бы сейчас сказали, «блатной», из пластика, зато машина — один в один.

Юрий Гусаков, реставратор: «Все дерево родное, новодела здесь никакого нет, даже заметны трещины».

Стопроцентное ретро здесь, бесспорно, пожарный насос на конной тяге 1911 года выпуска производства Чехословакии. Такую телегу можно и накатать, и на пожар выкатить.

Юрий Гусаков: «Здесь стопор и насос, сюда вставляется дышла ручки, и два либо четыре человека качают».

Реставратору Юрию Гусакову, впрочем, не до пожаров, его глаза горят при виде «Тигра» (Tiger). Крохотное нечто, даже не автомобиль, а мотоколяска, и не чья-нибудь, а фирмы «Мессершмитт» (Messerschmitt). Той самой, что после Второй мировой запретили выпускать самолеты.

Юрий Гусаков: «Автомобильчик выглядит по-авиационному, то есть проглядывается авиационный дизайн, авиационная кабина. Так же откидывается фонарь, как в самолете. Вот и руль, похожий на штурвал».

Цена на «Тигра» кусалась, в начале 1960-х за него просили 4 тысячи дойчемарок, как за знаменитого «Жука» (Volkswagen Beetle). Теперь перекупают за десятки тысяч долларов. Неудивительно: в мире таких всего полторы сотни.

Раритетность тут чувствуется во всем. В одной из выставочных машин коленки никогда не мешали, хотя это не лимузин, а всего лишь седан. Но разве ЗиЛ может быть тесным? Тем более тот, что в 1980-х собирали для правящей верхушки под неусыпным контролем Гаража особого назначения. Модель под индексом 4102 выпустили всего в двух экземплярах. Уцелел лишь один.

Владимир Киреев, автомобильный историк: «Естественно, в то время эти машины могли называться не иначе как „Раиса Максимовна“ и „Михаил Сергеевич“, или „Рая“ и „Миша“. Перед нами „Рая“».

«Рая» могла бы стать райской машиной. Но на заре переломных 1990-х о ней никто не вспомнил, а ведь до «Раи» ЗиЛ никогда не красил кузов в загадочный серебристо-коричневато-золотистый металлик, не снабжал салон бортовым компьютером.

Владимир Киреев: «Бортовой компьютер имел синтезатор человеческой речи. Голосом диктора телевидения сообщалось, что открыта дверь или что какая-то неисправность».

Есть на выставке экспонат, который никто и никогда не видел. Даже Горбачёв, главный потенциальный пассажир, ничего о ней не знает. Из Гаража особого назначения ЗиЛ выкатили специально для выставки. Михаила Сергеевича, кстати, ждут на ней 26 марта, историк Киреев уже готовится показать ему то, что осталось от «Миши».

Читайте также