«Неподходящий» отец: девочку после смерти матери отдали в чужую семью

06.11.2019, 14:21

Видеосюжет: Динар Усманов
Видео программы «ЧП»

В Набережных Челнах за счастье маленькой Азалии борются и прокуратура, и детский правозащитник. Рустем Сафин, воспитывавший ребенка 6 лет, в одиночку ничего сделать не смог. Его супруга скончалась, а для соцработников он — просто чужой дядя. Азалию у него забрали и отдали чужим людям, даже не объяснив вдовцу, что надо сделать, чтобы не расставаться с девочкой.

Два года назад умерла жена Рустема Сафина, вместе с которой он шесть лет воспитывал маленькую Азалию. Рустем никогда не чувствовал себя просто отчимом: девочка для него — настоящая дочка. Он же был для нее единственным папой, которого она знала. Однако для органов опеки он формально всего лишь одинокий мужчина и неподходящий кандидат в усыновители для маленькой девочки.

Рустем Сафин, отчим Азалии: «Мне в опеке всегда говорили: вы одиночка, вам надо жениться. Я им устал объяснять, что без Азалии я не могу такие действия предпринимать, мы же одна семья».

Воспитанием и содержанием девочки занимались Рустем и его мама. Они успешно с этим справлялись и хотели узаконить свой статус: если не усыновить, то хотя бы стать официальными опекунами. Но не успели.

Рустем Сафин: «Ходили в опеку, спросили, что мы можем сделать, какие наши действия должны быть, чтобы мы могли оформить опеку над ребенком».

Органы опеки 6-летнюю Азалию в итоге отдали в приемную семью, где уже есть ребенок. Встречаться с девочкой практически не дают, сокрушается мать Рустема. Не добившись ответа на вопрос, чем совершенно чужая семья лучше, Рустем обратился к юристам, а те посоветовали бороться за свои права.

Ильнар Сафин, юрист: «Органы опеки и попечительства сейчас говорят, что, к сожалению, ребенок адаптирован, сейчас его выдернуть из другой семьи не получается. А кто за это теперь будет отвечать? Почему ребенок вырван из привычной своей среды, своей семьи?»

Согласно закону, Рустем мог и сам пройти обучение для приемных родителей и тоже стать кандидатом на удочерение. Но он говорит, что доверился органам опеки, а те даже не сказали ему, что есть такая возможность. Все это Сафин изложил на приеме у уполномоченного по правам ребенка, куда вызывали также прокуратуру и представителей органов опеки для объяснений.

Ситуация решена не самым блестящим образом именно со стороны органов опеки. К такому выводу пришли на круглом столе у детского омбудсмена и решили, что ставить точку в деле еще рано. Проверкой всех обстоятельств передачи в приемную семью маленькой Азалии занимаются и в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Татарстане, и в прокуратуре. Рустему Сафину посоветовали в срочном порядке пройти курсы приемных родителей. После этого стороны соберутся еще раз, чтобы принять окончательное решение, руководствуясь уже не только формальными положениями закона, но и интересами самого ребенка.

Читайте также