Ливийские власти сворачивают военные действия против повстанцев и готовятся к переговорам.
Сегодня из Триполи пришли сенсационные новости: ливийские власти сворачивают военные действия против повстанцев и готовятся к переговорам. Это притом, что еще накануне Муаммар Каддафи обещал беспощадно штурмовать столицу мятежников Бенгази.
Радикально сменить настрой полковника заставила решительность международной коалиции во главе с Францией. Едва Совет безопасности ООН принял резолюцию по Ливии это случилось ночью по московскому времени, как Париж пригрозил скорым авиаударом по каддафиевцам.
Корреспондент НТВ Сергей Морозов убедился: лидер Джамахирии очень не хочет, чтобы его противостояние с мятежниками переросло в войну с Западом.
Муаммар Каддафи: «Мы им ответим, мы превратим их жизнь в ад, если они хотят сделать то же с нами. Никогда им не жить в мире после такой несправедливости. Если мир сошел с ума, мы тоже будем безумными!»
Каддафи обманул: перед лицом авиаударов ливийское руководство действовало очень даже умно. В середине дня министр иностранных дел неожиданно объявил, что армия прекращает огонь по повстанцам, а все иностранные капиталы в Ливии будут защищены.
Муса Куса, министр иностранных дел Ливии: «Правительство открывает каналы для настоящего, серьезного диалога со всеми сторонами».
Пока глава МИД говорил это, армия продолжала бомбить Мисрату последний оплот повстанцев на западе страны. Город взят в кольцо ни продукты, ни медикаменты не подвозятся. Мятежники говорят, что сегодня отбили все атаки.
А вот на мятежную столицу Бенгази Каддафи наступать не стал. На сегодняшних видеокадрах видно: жители празднуют резолюцию ООН. Войска правительства всего в 100 километрах отсюда, и накануне Каддафи обещал взять город «без жалости, без пощады».
Муаммар Каддафи: «Мы придем. Обыщем дом за домом, каждую комнату».
Как раз для того, чтобы предотвратить падение Бенгази, Великобритания готова была действовать немедленно, объяснял сегодня парламенту
Дэвид Кэмерон,
Франция тоже угрожала начать бомбежки в ближайшие часы. Президент Саркози завтра соберется с Кэмероном в Париже с представителями Евросоюза и Арабской лиги, чтобы определить, где будет штаб операции и как распределить расходы.
Франсуа Баруэн, официальный представитель правительства Франции: «Удары последуют незамедлительно. Я, конечно, не скажу вам прямо сейчас, где, когда и в каком виде».
США не так спешат: в Пентагоне заявили, что организация бесполетной зоны займет неделю. Сегодня Ливия сама закрыла свое воздушное пространство. Министерство обороны Ливии пригрозило, что в случае атаки может нанести удары по любым целям в Средиземном море, в том числе гражданским самолетам и судам.
В столице Ливии сегодня было тихо, улицы пусты. На западе страны без энтузиазма восприняли весть о том, что ООН поддержала повстанцев на востоке.
Ваиль Хуссейн, таксист: «Они ищут любой предлог для вторжения в нашу страну, американцы и особенно французы!»
То, что режим Каддафи предложил переговоры повстанцам (которых сам Каддафи еще вчера называл «крысами», «предателями» и «наймитами»), вероятно, говорит о том, что ливийский лидер рассудил, что резолюция опаснее революции.
Его мирные предложения, вероятно, должны поколебать не Запад (там уже заявили, что будут судить не по словам, а по делам), а Арабскую лигу, без поддержки которой страны НАТО не пойдут на масштабное вмешательство.