Маленьким инвалидам не хватает коррекционных школ

17.03.2011, 18:00

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге проходит международная конференция, посвященная детям с ограниченными возможностями.

Сегодня в Петербурге проходит международная конференция, посвященная детям с ограниченными возможностями. Комитет по образованию привлек к обсуждению проблем представителей бизнеса и общественных организаций.

Специалисты все вместе решают, как вовлечь детей-инвалидов в обычный учебный процесс. Как сделать школы удобными для всех? Пока что система коррекционных классов рассчитана лишь на легкие отклонения в развитии. Большинство детей с множественными тяжелыми диагнозами получают только домашнее образование.

Репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Ульяна просыпается рано. Обычно в хорошем настроении и с хорошим аппетитом. Распорядку дня не противится, с удовольствием ест ненавистную многим детям овсянку. А потом чуть ли не требует побыстрее приступить к занятиям. Родителям приходится все делать быстро. Ульяне, кажется, хочется как можно быстрее познавать тонкости форм и цвета.

8-летней Ульяне, страдающей ДЦП, в сентябре предстоит идти в школу. Никаких медицинских показаний, чтобы это не делать, у девочки нет. Но нет пока и школы, которая была бы готова ее взять.

У Ульяны понижено зрение, слух, у нее интеллектуальные нарушения. Она не говорит и не может самостоятельно передвигаться. Именно в этом основная проблема.

В спецшколах могут откровенно сказать «Слишком тяжелая ученица» или слукавить — «Нет места». Если родители не устроят дочку в школу в этом году, в следующем она может не пройти уже по возрасту. И тогда Ульяна останется дома на десять лет, хотя так любит ходить на занятия и ей это помогает в борьбе с недугом.

Ольга Морозова, мама Ульяны: «Мы ходим в реабилитационный центр, она в счастье, занимается. Педагоги диву даются, потому что от нее не ожидали такого. Она с каждым днем все больше раскрывается, все больше показывает».

Жизнь в изоляции в четырех стенах даже в окружении любящих родных и развивающих игрушек никогда не заменят особым детям общения друг с другом и с педагогами. Ведь эти ребята тоже должны учиться. Пусть не математике и иностранному языку, а своему языку контакта с окружающим их миром.

В 5 классе 25-й коррекционной школы сегодня повторяют пройденное — имена одноклассников. Еще здесь поют песни, играют в прятки. Главная задача — побудить этих детей двигаться и общаться в силу возможностей каждого, конечно.

Они равно как и все должны получать информацию и у них должны быть нормальные человеческие потребности. Этому и учат. Победа над болезнью тут ценится выше, чем «пятерки» по алгебре.

Елена Волконская, педагог класса «Особый ребенок» 25-й коррекционной школы: «Некоторые из них двигательно стали более расторможены, более эмоциональны. Они стали реагировать на свое имя, фиксировать взгляд. А некоторые стали самостоятельно передвигаться на коляске».

Таких классов особых детей — два на весь город в одной школе Петроградского района. Сейчас в них учится 12 детей. В очереди — 34. В реальности же в занятиях нуждаются сотни малышей и подростков. И шансы на получение образования невелики.

Большинство специальных учебных заведений либо не приспособлены к приему таких учеников (нет элементарных пандусов для инвалидных колясок и лифтов), либо просто не хотят или не могут настолько усложнять образовательный процесс.

Такая несовершенная система делает многих особых детей обреченными если не на одиночество, то на жизнь только в своем маленьком мире, который со временем перестает приносить им радость.

Читайте также