Культура трудной доступности

17.03.2011, 15:30

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургские лофт-проекты остаются в транспортной блокаде. Организаторы экспозиций не находят поддержки у правительства.

Петербургские лофт-проекты в замкнутом круге. Большинство из них расположены в труднодоступных районах, поэтому посетителей у них мало. Людям просто не добраться до искусства. Но при этом пока посетителей не станет больше, общественный транспорт туда ходить не будет.

О том, как выживают любители прекрасного в культурной столице, — корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Их лофт в недрах советской «Красной звезды» потихоньку обживают фотографы. По соседству с ниточным производством теперь современные студии с естественным освещением.

Выставки здесь, конечно, тоже проводят. Но упор пока — на индивидуальную аренду. Для тех, кто располагают средствами, в том числе на личный транспорт. Добраться до «Звездочки» на общественном проблематично.

Владимир Чуев, креативный директор лофт-проекта «Звездочка»: «Если общественный транспорт, это только метро „Нарвская“. Ходит еще, конечно, 22-й автобус из центра. Но это действительно экскурсия. Не добраться быстро из точки „а“ в точку „б“. И ходит чахлый маршрут №65. Как-то раз я прождал его час».

Вопреки непростой логистике, на Обводном канале место для себя нашли пять креативных пространств. Это — большой комплекс «Ткачи», лофт и мастерская «Дворец», площадка на бывшем заводе «Красный треугольник», сквот «Рускомплект» и лофт-проект «Звездочка».

Пустить сюда новый маршрут общественного транспорта или изменить уже существующие гипотетически возможно. Но прежде объект должен стать интересен транспортникам.

Екатерина Гришина, пресс-секретарь Комитета по транспорту Администрации Санкт-Петербурга: «Мы вводим новые маршруты в тех местах, где есть гарантированные транспортные потоки. То есть мы должны знать, какое количество пассажиров там точно проезжает. И какой популярностью будет пользоваться ваш арт-объект».

Статус нового арт-центра Петербурга бывшая промышленная окраина получила совсем недавно. Но уже понятно: если вдоль Обводного канала пять свеженьких лофтов уже открылись, еще минимум столько же могут появиться легко.

Благо пустующих, доживающих свой век зданий здесь в избытке. Правда, такие заводские территории, окружающие старый Петербург, имеются почти в каждом районе города. Нужно Нужно только создать условия для их развития.

В петербургском комитете по культуре вслед за комитетом по транспорту решить проблему с сообщением тоже не готовы. Апологетам лофт-движения советуют открываться там, где транспортная инфраструктура уже сложилась. И приводят в пример более дальновидных коллег.

Владельцы будущей креативной площадки на пересечении Боровой и Обводного канала еще до начала в здании ремонта знали: в шаговой доступности у них будет новая станция метро. И стало быть никаких проблем с посетителями.

Елена Филимонова, координатор выставочных проектов креативного пространства «Ткачи»: «Мы знали о том, что здесь планируется открытие новой станции „Обводный канал“. Об этом было сказано на официальном сайте метрополитена. Поэтому когда мы запускались, мы уже ожидали, что в скором времени наша ситуация изменится».

Между тем освоение лофтами отслуживших свой срок объектов независимо от наличия метро очень точно сочетается с существующей уже два года городской программой «Культура рядом». По задумке чиновников, это когда центр делится со спальными районами концертами, выставками, театральными постановками. Только все эти акции — разовые, а лофт то — навсегда. В ответ на такие аргументы Смольный занимает выжидательную позицию.

Антон Губанков, председатель Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга: «Торопить события не нужно. Потому что силком людей туда не затянем. Организация автобусных маршрутов — это достаточно дорогое удовольствие. Поэтому пока пусть организаторы лофт-проектов поработают в более жестких условиях».

И вот, подчиняясь этой логике, создателям арт-площадок приходится вглядываться в карту развития петербургского метрополитена. Получается, в 2012-м можно рискнуть с освоением Купчина. А следом обратить внимание на Васильевский остров. Где, впрочем, и так уже имеются два музея современного искусства.

Читайте также