Их служба на первый взгляд как будто не видна, а вот результаты выставляются на всеобщее обозрение в музеях Израиля.
Их служба на первый взгляд как будто не видна, а вот результаты выставляются на всеобщее обозрение в музеях Израиля. В свой незримый бой с противником вновь вступит одно из секретных подразделений израильской полиции охотники за «черными копателями». Для того чтобы выслеживать и ловить любителей артефактов, существует даже спецразведка, агентов которой внедряют в банды «черных археологов».
Корреспондент НТВ Руслан Гусаров поучаствовал в одной из спецопераций.
В Израиле много различных спецслужб, но у этой, действующей в составе так называемого Управления древностей, особые задачи, уникальная организация, и почти каждый день или ночь очередная операция или захват. Этих людей называют охотниками за «черными копателями».
Амир Ганор, командир отряда полиции спецназначения Управления древностей Израиля: «Мы созданы в 1985 году, когда выявились огромные масштабы разграблений археологических объектов и памятников культуры на территории Израиля. Только вдумайтесь, на сегодня их более 30 тысяч! Их надо защищать, а преступников, которых немало, ловить и отдавать под суд».
Командир отряда Амир Ганор показывает десятки сохраненных от контрабандного вывоза за границу артефактов. Глиняные кувшины эпохи Римской империи, золотые и серебряные монеты, фрагменты мозаики и многое другое. Здесь же находятся инструменты
Амир Ганор, командир отряда полиции спецназначения Управления древностей Израиля: «Промысел „черных копателей“ сравним с терактом или диверсией. Они ведут разработку, наблюдение, подготовку к заброске в Израиль исполнителей, а затем переправляют артефакты за границу, где их скупают частные коллекционеры, а также различные музеи мира.
Банды интернациональные. В них есть арабы, евреи и не только. Обороты миллионы долларов в год. Но и мы не спим. Наша разведывательная и оперативная работа идет круглосуточно. Задействуем датчики движения, камеры беспилотников, обмениваемся информацией с другими спецслужбами и, конечно же, армией».
Все бойцы Амира Ганора профессионалы, прошедшие армейский спецназ. Кроме того, для многих археология и истории вторая специальность. Нам напоминают о мерах маскировки, и с одной из групп мы скрытно выезжаем на точку, где, по данным внедренного агента и средств электронной разведки, могут действовать «черные копатели».
С выключенными фарами мы сначала движемся по узкой горной дороге, затем путь пешком в кромешной тьме и наблюдение за развалинами старой мечети через прибор ночного видения. Командир решает проникнуть в одну из пещер рядом с развалинами. Наша камера фиксирует следы пребывания копателей. Находки решено оставить на месте и вновь уйти в засаду. Никто не знает, как надолго.
Амир Ганор, командир отряда полиции спецназначения Управления древностей Израиля: «В этот раз нашим группам не повезло. Причины пока не известны, но надо учитывать, что у копателей есть своя разведка, хорошее оснащение, в том числе приборы ночного видения. Но мы не прекращаем свою работу ни на минуту, все равно рано или поздно схватим этих и других преступников, как уже было много раз».
С начала этого года спецназу Управления древностей Израиля уже удалось предотвратить разграбление нескольких археологических объектов, попутно обнаружить новые, а также задержать нескольких расхитителей древностей.
Впрочем, возмущается Амир Ганор, проблему это не решает, мягкое наказание всего до пяти лет тюрьмы не останавливают преступников. Значит, впереди у охотников за «черными копателями» еще много работы.