Небывалый урожай яблок превратился в третью российскую беду

19.10.2019, 18:49

Видео программы «Центральное телевидение»

К извечным двум российским бедам этой осенью добавилась еще одна — небывалый урожай яблок. И с этой бедой, как и с первыми двумя, тоже никто не знает, что делать. А в супермаркетах полки, как и прежде, ломятся от импортных яблок.

Раньше яблоки в российских магазинах были в основном польские. Но после контрсанкций был взят курс на импортозамещение. И яблоки, во-первых, подорожали. А во-вторых, если судить по этикеткам, сменили прописку с польской на сербскую или македонскую. То есть в результате импортозамещения один импорт сменили на другой.

Чтобы увидеть небывалый урожай российских яблок, нужно отъехать от московских, например, супермаркетов немного за МКАД. Туда, где дачники стонут от фруктового изобилия и не знают, куда все это девать. Небывалый урожай ведрами выбрасывают в контейнеры для мусора. Там все это никому не нужное богатство гниет, наполняя округу тошнотворно-сладким зловонием. Но кто виноват и что теперь делать?

Польша, урожайная осень 2014 года. На центральной площади Варшавы всем желающим предлагают съесть яблочко «назло России»: флешмоб с целью увеличить потребление польских яблок как ответ на российское продуктовое эмбарго. Тогда польские фермеры с вилами в руках требовали отставки министра сельского хозяйства.

Кшиштоф Чарнецкий, фермер: «В тот год Польша ввела различные типы систем в сотрудничестве с ЕС. Например, бесплатную раздачу яблок на благотворительных акциях. То есть все было оплачено правительством, а яблоки бесплатно шли в детские сады и школы».

Россия, урожайная осень 2019 года. По подмосковным дорогам едет мусоровоз с яблоками.

Андрей Чалдаев, водитель: «Жалко, но никуда не денешься. Приходится утилизировать».

Рекордный урожай яблок в средней полосе России для всех стал полной неожиданностью. Настолько, что теперь никто не знает, куда все это девать. Закрутки из варенья, соков и компотов уже не помещаются в погребах, а сгнившие излишки яблок — в мусорных контейнерах.

Андрей Пащенко, руководитель пресс-службы подмосковного филиала компании «Хартия»: «Мы нашли применение и дали вторую жизнь этим яблокам — подкорм диким животным».

Но как так получается, что при импортозамещении, когда свои девать некуда, больше всего из фруктов, а это свыше 1 миллиона тонн, Россия завозит именно яблок?

Владимир, дачник: «Вот если бы колхозы ездили, собирали по участкам… Ведь тут люди даром отдают. Никто не берет. Приходится выбрасывать. А за границей закупаем. С жиру бесимся».

Российское садовое яблоко крупные торговые сети не берут. Ведь оно некалиброванное, нестандартное. Но ведь при желании такое яблоко можно подогнать под необходимые нормы.

Тимур Магомедов, заместитель исполнительного директора российской Ассоциации экспертов рынка ретейла: «Кто-то должен собрать это яблоко, перебрать, уложить в коробки. Какой-то оператор должен это сделать. И сделать это массово по стране за месяц тяжело».

В советское время этим занимались заготовительные конторы и райпотребсоюзы, закупая излишки у населения пусть за небольшие, но все же за деньги. Кто хотел продать подороже, вставал на колхозный рынок. Сегодня нет ни того, ни другого. И куда крестьянину податься? Разве что на большую дорогу.

Баба Лена из подмосковных Бронниц хорошо знает, что торговля на трассе карается законом: штрафом за нарушения ПДД до 3 тысяч рублей. Такой штраф делает ее торговлю бессмысленной. К счастью для бабы Лены, к таким, как она, сотрудники ГИБДД относятся снисходительно.

Василий Тимофеев, председатель Союза фермеров России: «У нас был колхозный рынок. Теперь у нас борьба за чистоту рядов, и все рынки превратились в торговые центры. И такая ситуация по всей стране».

«Борьба за чистоту рядов» подразумевает цивилизованный подход к торговле: специально отведенные для этого помещения и наличие кассового аппарата. Торговля на улице в России запрещена. Исключение — ярмарки выходного дня. Но неужели для дачников свои излишки проще закопать в землю или отправить в мусорный контейнер, чем продать?

На Луховицком рынке продавец может встать или на ярмарке, или под крышей рынка. Только вот аренду места на рынке продажа яблок не окупит. Так что — выходит памятник огурцу в Луховицах поставили посмертно и по мелкому фермерскому бизнесу пора справлять поминки?

В хозяйстве фермера из Коломны Сергея Балаева есть еноты, олени и даже крокодилы. И даже осел Владимира Жириновского, на котором лидер ЛДПР в предвыборной гонке 2012 года собирался въехать в Кремль. Так Балаев привлекает к себе на ферму туристов и находит рынок сбыта для своей продукции: меда, сыра и яблок. Отсутствие логистических затрат снижает себестоимость. Хотите яблоки по 10 рублей за кило — езжайте на ферму.

Связанные новости

Читайте также