ОСАГО работает наполовину

10.03.2011, 19:29

Видео программы «Сегодня»

Разницу между полной стоимостью ремонта автомобиля и выплатой по ОСАГО пострадавшие могут взыскивать с виновников аварий.

Сегодня автовладелец из Ярославля Анатолий Горбунов в очередной раз — и опять безуспешно — пытался взыскать деньги с человека, помявшего его машину. Вообще-то Анатолий думал, что стоимость ремонта возместят страховые компании, ведь и у него, и у виновника были полисы ОСАГО, но реальность оказалась сложнее.

После недавнего решения президиума Высшего арбитражного суда страховщикам разрешили платить не всю стоимость ремонта, а за вычетом износа деталей. Все остальное нужно взыскивать непосредственно с виновника.

Так от чего же теперь защищает полис ОСАГО, попытался понять корреспондент НТВ Сергей Малозёмов.

Анатолий вспоминает: увидел впереди аварию, резко затормозил и получил удар сзади. Думал: ничего страшного, по автогражданке компания виновника все оплатит. Так ведь обещали, когда принимали закон. Но страховая покрыла всего лишь половину из 120 тысяч рублей ущерба. Дескать, машина у вас старая, вот стоимость старых запчастей вы и получите.

Светлана Никитина, вице-президент Российского союза автостраховщиков: «Восстановление все-таки — это приведение имущества в то состояние, в котором оно находилось до ремонта. Может быть, тут не очень корректно говорить об основательном обогащении, но в тоже время полный ремонт машины, если у нее там пострадало три-четыре кузовные детали, сделать из старой машины новую — это тоже, наверное, не очень справедливо будет в данной ситуации».

Анатолий Горбунов, автовладелец: «Страховая покрыла где-то 60% ущерба. А так как запчасти приходится в магазине новые покупать совершенно, соответственно, где брать деньги? Брать с виновника».

Только этого виновника теперь уже больше года не могут найти ни сам Анатолий, ни судебные приставы. Он скрывается и платить не хочет.

Разве не для исключения подобных ситуаций и была придумана автогражданка, недоумевают водители? Само слово «страхование» означает избавление от страха непредвиденных расходов. В случае с ОСАГО получается, что страх остается — и у того, в кого въехали, и у того, кто въехал.

Недоплачивать под предлогом износа деталей страховым компаниям разрешили уже давно, когда были приняты поправки в страховое законодательство. Теперь президиум Высшего арбитражного суда решил, кто должен компенсировать разницу. Это будет виновник.

Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России: «Если это ваша машина, вашей семьи, значит, платить будете вы. И получается, какого… нам нужно ОСАГО, если мы все равно получить по ней можно мало. А только платить, платить и платить».

Страховые компании отвечают: а что вы хотите при такой низкой стоимости полиса? Если есть деньги на машину, покупайте в дополнение еще и добровольную страховку! Обязательная же автогражданка компаниям не приносит дохода, и увеличить выплаты нет ну никакой возможности!

Светлана Никитина, вице-президент Российского союза автостраховщиков: «У нас в прошлом году с рынка ушло более 20 компаний, именно по причине финансовой неустойчивости. Я имею в виду с рынка ОСАГО. И немаловажную роль тут играло именно убыточность этого вида страхования».

Леонид Ольшанский: «Если даже мы возьмем среднюю цену полиса в 200 долларов, в нашей стране только частных машин 40 миллионов. 40 миллионов помножить на 200 долларов, это 8 миллиардов долларов ежегодно оседает в сейфах страховых компаний!»

Чтобы смягчить остроту проблемы недостаточных выплат, Минфин сейчас готовит поправки к закону об ОСАГО. Верхнюю планку компенсации за вред имуществу предлагается поднять с нынешних 120 до 400 тысяч рублей. Одновременно, правда, должны на 30% — 40% подорожать и полисы. Еще страховым компаниям уже запретили вычитать процент износа из некоторых деталей.

Сергей Волгин, руководитель правового департамента автоконсалтинговой компании: «Это детали, которые влияют на движение автомобиля — тормозные системы, рулевое управление, и так далее. Вот их износ учитываться не будет. К сожалению, боюсь, сильно это на размер выплат не повлияет».

Анатолий продолжает: скоро уже полтора года ездить на разбитой машине. Говорит, что получить деньги на ремонт — уже дело принципа. Ну да: виновник скрывается, страховая успешно прикрывается законами, но что теперь, платить самому за них обоих?

Читайте также