По всей России множатся клубы раннего развития детей. Сейчас модно учить ребенка читать и считать в 3 года. Но безопасно ли это для детской психики? Что потом происходит с вундеркиндами?
Судьбы многих
В детском саду с малышами, едва начавшими говорить, разучивают буквы и проводят занятия по раннему развитию. Чтение, счет, пение, рисование, мелкая моторика все в виде уроков по
Елизавета, воспитательница: «Танцевали мы по методике Железновой, использовали пособия Монтессори, когда знакомились с геометрическими телами, развивали мелкую моторику, когда вылавливали круги».
Педагоги говорят, что родители все чаще ставят перед ними конкретные задачи. Например, чтобы отпрыск выучил английский и мог общаться с
София в свои 5 лет знает уже три языка. Армянский ее родной, на английском она начала говорить, когда родители жили за рубежом, а
В одном из садиков занятия стоят 80 тысяч рублей в месяц, и это еще не самый дорогой вариант. На любой спрос найдется предложение. В Москве есть даже специальная школа для воспитания героев, она обойдется в 150 тысяч рублей в месяц. И абы кого сюда не берут. По сути, это элитный клуб для детей из состоятельных семей, так что желательно наличие рекомендаций. Но стоит ли так наседать на детей? Правда ли раннее развитие гарантирует им жизненный успех?
Мария Ниденс россиянка, которая живет в Германии. Она делится своим не во всем позитивным опытом. Со старшим сыном Бастианом она занималась сама по методике Глена Домана, показывала карточки с животными, цифрами, геометрическими фигурами. В результате уже в 2 года ребенок считал до 15, знал названия предметов и животных на немецком и русском. Но дальше
Мария Ниденс: «Старший ребенок немножко был одно время замкнутый и стеснительный, возможно,
К этому выводу приходят и психологи, которые работают с последствиями подобного давления со стороны родителей.
Ольга Драгая, психолог: «Следят не всегда, нравится ли ребенку. А очень важно, чтобы нравилось. А родители обычно как отвечают? Он же маленький, что он может понять? И вот он так 18 лет оттрубил, потом прямиком на работу. Детства не было, юности не было, отрочества тоже не было. Выживают люди, у нас человек очень живучий. Но травм много, психологических травм много».
Мария говорит, что с младшим сыном они стараются больше играть, гулять в лесу, обсуждая увиденных животных и растения. А москвичка Ксения Несютина даже сменила профессию
Антон Несютин, папа: «Даже не знаю, почему, но
Ксения Несютина, мама: «Наверное, чуть больше 6 месяцев ему было, я методику Домана узнала, давай скорее эти карточки делать»
Через пару лет мальчик начал заикаться. Но как только родители перевели его на более свободный режим, все прошло.
Ксения Несютина: «В
Инженером, как мечтали родители, Глеб быть не хочет. Сейчас ему 11 лет, он увлекся журналистикой и ведет блог о железной дороге и поездах. А Ксения, начав разбираться со здоровьем сына, получила образование психолога и теперь помогает другим родителям понять, какие занятия и в каком возрасте полезны. Ну и, конечно, двух младших детей ускоренно развивать Несютины уже не стали.
Никто не говорит, что развитием детей заниматься не нужно, главное, не делать из ребенка средство для достижения амбициозных целей взрослых. Программа «Чудо техники» напоминает, что успехи в искусствах и науках в раннем детстве счастье на всю жизнь приносят далеко не всегда.
Читайте также
- Неделя осведомленности о дислексии: как помочь ребенку
- Московский дворец пионеров открывает бесплатный лекторий «Родительская среда»
- Галстук знак ответственности: чему учат в столичной «Школе вожатых»
- Заложники прогресса: чем опасна для детей зависимость от гаджетов и как с ней справляться
- Борьба с травлей в школах выходит на государственный уровень
- Эксперимент по адаптации людей с аутизмом: первые итоги