Ученые из немецкого научно-исследовательского центра искусственного интеллекта проверяют на прочность космические аппараты.
Сегодня ученые из немецкого
Для этого в Бремене построили уникальный полигон, где в мельчайших подробностях воссоздали ландшафт естественного спутника Земли. Там же сконструировали и новый луноход, который все меньше зависит от человека и все больше готов принимать самостоятельные решения.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг наблюдал за испытаниями.
Немецкий Институт искусственного интеллекта единственное место на Земле, где можно и впрямь с Луны свалиться.
Себастиан Бартч, программист, роботехник: «Даже человеку непросто вскарабкаться по такой поверхности с углом в 40 градусов. Приходится напрягаться и
Их
Себастиан Бартч: «Для нас это похоже на скалолазание. Мы тут же смотрим, за что можно будет ухватиться на следующем метре».
Корреспондент: «И так же мыслит лунный робот?»
Себастиан Бартч: «Пока еще нет, но именно к этому мы и идем. Для робота это крайне трудное решение. Чем круче подъем, тем активнее он ищет вокруг хоть малейший плоский участок».
Цель спейсклаймбера разведать запасы замерзшей воды в крутых кратерах на самых южных и сложных участках Луны, там, куда человека не высадят. Цель же Себастиана и Тимо убедиться на испытаниях, что для их подопечного эта миссия выполнима. Ведь в реальных условиях вместо компьютера в двух шагах, следящего за каждым шагом лунохода, будут только диспетчеры НАСА в трех сотнях тысяч километрах. И права оступиться не останется.
Себастиан Бартч: «Это в прежние времена Америкой и Советским Союзом на освоение Луны бездумно тратились миллионы. То была чистой воды политика. Сегодня же никто не решится выбрасывать такие деньги, не будучи уверенным в научном успехе экспедиции. Поэтому и нужны такие полигоны».
Лунный пейзаж в Бремене воссоздан точнее некуда. Повторяется не только рельеф Луны до мельчайших подробностей, но даже освещение
Себастиан Бартч: «Мы насаживаем на ногу не шарик, а клешню. Захват у нее больше, а когтем она может цепляться и за камни».
Но главное, объясняют специалисты, научить искусственный разум пространственному мышлению, задавать конечную цель, а не промежуточные команды. И корабль ползет.
Тимо Виденшайн, программист, роботехник: «Уже сейчас отнюдь не каждый шаг робота контролируется человеком. Мы задаем ему лишь общее направление вперед, назад, с какой скоростью. А уж как он будет преодолевать этот путь, как будет работать ногами, застревая в лунных ямках, это отдано на откуп самой машине».
Кратеры, трещины, валуны и лунная пыль. Это похоже на автомобильный
Тимо Виденшайн: «Вот, например, есть на поверхности кратер. Но какого он размера, человеку понять трудно. Здесь нет ни дерева, ни дома, ничего, что помогло бы нам заключить: этот кратер 20 метров, а эта горка 20 километров. И вот что служило нам редким ориентиром. Эта крохотная точка на самом деле аппарат „Аполлон“. Только благодаря ей становится ясно это кратер шириною в сотни метров».
Единственные зрители в этом театре теней электронные датчики и микрокамеры, которые фиксируют каждый шажок первопроходца. Его создатели вновь изучают ошибки и вновь обучают чадо ходить, чтобы в итоге и лунные роботы, одолев недоступную высоту, смогли повторить слова Нила Армстронга: «Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Читайте также
- Кому достанутся сокровища Луны
«Чанъэ-6» привез на Землю первые образцы грунта с обратной стороны Луны- Китайский зонд впервые в истории собрал грунт с обратной стороны Луны
- Китайский космический зонд совершил мягкую посадку на обратной стороне Луны
- Японцы показали первое фото с поверхности Луны
- Миссия невыполнима: что помешало американцам отправить корабль на Луну