Испытательный недолет

05.03.2011, 19:01

Видео программы «Сегодня»

На окраину села Гарбузово рухнул новый российско-украинский самолет Ан-148. Погибли все шесть человек, находившихся на борту.

Сегодня в Белгородской области произошла авиакатастрофа международного значения. На окраину села Гарбузово рухнул новый российско-украинский самолет Ан-148. Погибли все шесть человек, находившихся на борту, — четверо российских пилотов и двое летчиков из Мьянмы. Именно в эту страну Юго-Восточной Азии планировали поставить самолет.

Расследование сейчас в самом разгаре, но уже известно, что полет был тренировочным. То есть иностранные пилоты как раз учились управлять машиной. И один из них, по предварительным данным, находился в кресле второго пилота.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский — об обстоятельствах катастрофы.

В подобных случаях первые версии выдвигаются еще до прибытия следователей на место катастрофы. Эти версии стандартны: отказ техники или ошибка пилотов. Жители Белгородского села Гарбузова, огороды которого перепахал рухнувший Ан-148, говорят разное: то ли загорелся, то ли вообще еще в воздухе развалился на части.

Алексай Шаповалов, очевидец: «Падал, вниз он летел. Крыльев, мне показалось, вообще там не было. Он крутился. Хвоста не было уже у него!»

Это, вроде бы, может указывать на технические причины. Таким же косвенным признаком служит и немалый радиус разброса довольно крупных обломков. Фрагменты корпуса могли отваливаться еще в воздухе. Ведь о взрыве, который породил бы настолько мощную волну, не сообщалось.

Анатолий Скуматов, временно исполняющий обязанности начальника главного управления МЧС России по Белгородской области: «Начиная от 2–3 километров находятся обломки, крыло, даже ящики с продуктами».

Технические проблемы у Ан-148 случались и раньше. Шесть таких самолетов эксплуатирует авиакомпания «Россия». В июне прошлого года у лайнера, летевшего из Москвы в Петербург, замкнуло проводку. В результате, автопилот самостоятельно резко снизил высоту. Экипаж и пассажиры тогда отделались испугом. Потом были проблемы с выпуском шасси.

Пилоты жаловались еще на десятки неисправностей в системе управления и навигации. Но подобные огрехи, по мнению экспертов, свойственны всем новым самолетам. И это, как правило, огрехи, которые не представляют критической опасности. Тем более что проблемы с самолетом серии Ан у ГТК «Россия» были только поначалу. Сегодня в авиакомпания даже не собирается приостанавливать эксплуатацию этих лайнеров до конца расследования.

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»: «Сейчас, в основном, „детские болезни“ самолета устранены. Или по крайней мере не осталось каких-то проблем, о которых конструкторам было бы известно. Поэтому можно предположить, что с точки зрения того, насколько отлажен этот самолет, проблем, которые могли привести к катастрофе, нет. И если бы они существовали, то самолет не смог бы летать».

«Ан-148 спроектирован для работы в жестких условиях региональных аэропортов категории 3-а и выше», — сообщается в рекламном ролике.

Ан-148 действительно рассчитывался на жесткие посадки при любой погоде. Его двигатели подвешены достаточно высоко, чтобы избежать попадания, например, камней на грунтовой посадочной полосе. Видимо, это и привлекло заказчиков из Мьянмы. Они захотели приобрести два таких самолета для своих ВВС. Здесь в расследование включается вторая версия — человеческий фактор. Пилоты из Мьянмы приехали тестировать первый из двух заказанных Ан-148.

Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт»: «Известно, что во время полета на борту самолета находились два представителя от заказчика. По имеющейся информации, как раз речь идет о том, что один из них мог находиться за штурвалом самолета».

При этом тренажер под Ан-148 есть только на Украине, и подготовку на нем летчики из Азии не проходили. Кто сидел за штурвалом рухнувшего самолета, скорее всего, станет ясно уже в ближайшее время. Спасатели обнаружили тела всех шести погибших, но до приезда следователей не стали разбирать обломки.

Читайте также