Дикая природа соприкоснулась с хай-теком

01.03.2011, 20:14

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге представили работы фотографов журнала «Нэйшнл Джеографик». Выставку посетили и братья Запашные.

В арт-центре «Перинные ряды» оживает дикая природа. Как только надеваешь специальные очки и всматриваешься в работы фотографов «Нэйшнл Джеографик» (National Geographic). При этом посетители смогли сравнить трехмерные снимки, сделанные сотрудниками известного во всем мире издания, с живыми хищниками. Которых тоже можно было встретить на презентации.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина впечатлилась.

Это первый опыт в России и для «Нэйшнл Джеографик» — снимать дикую природу в формате 3D. Технология, которую активно применяли фотографы в начале ХХ века, сегодня в миксе с высококлассными кадрами как будто перемещает зрителя то в леса Камчатки или Америки, то в саванну Африки.

Именно там автор большинства работ Сергей Горшков в свое время навсегда сменил ружье на камеру. Тогда бывший охотник, увидев в оптический прицел винтовки леопарда, не смог в него выстрелить.

С тех пор этот зверь один из излюбленных объектов съемки. Впрочем, кажется, что моменты из жизни медведей или тигров он ловит с неменьшим интересом. Иногда, как будто давая понять: это мгновение никогда не повториться.

Александр Грек, главный редактор журнала «Нэйшнл Джеографик» (National Geographic): «У нас, кстати, фотографы всегда расстраиваются. Как только мы кого-то отсняли, животные попадают в Красную книгу и исчезают. То же самое, когда Горшков снимал белоплечих орланов. Зоологи говорят, что их дни сочтены, к сожалению».

Чтобы делать такие кадры, недостаточно быть профессиональным фотографом. Все операторы «Нэйшнл Джеографик» еще и знатоки повадок диких животных. Камчатского бурого медведя снимали с расстояния полутора метров, зная, что он вдоволь наелся лосося и не станет нападать, но ошиблись.

С королем Арктики тоже были неприятности, пришлось защищаться фальшфейером. Сами авторы убеждены: на самом деле, залог их успеха — в любви к этой далекой от городского жителя природе.

Формат 3D делает и без того восхитительный мир дикой природы еще более невероятным и главное близким. Кажется, вот сейчас протянешь руку и дотронешься до мохнатой лапы леопарда. Единственное, что наверняка усилит ощущение — это общение с диким зверем. Например, с 3-месячным тигренком.

Вглядывались ли эти уссурийские малыши, рожденные в неволе, в кадры со своими сородичами и понимали ли, что это тоже их мир, — загадка. Зато с теми, кто говорит с хищниками на одном языке, они чувствовали себя комфортно. Тигрята как будто прислушивались к Эдгару Запашному и, кажется, понимали его.

Братья Запашные, как фотографы, тоже всю жизнь изучают поведение диких животных. Только в других условиях. В вечном споре о том, где лучше зверю, в естественной среде или рядом с человеком, они иногда занимают позицию философов, не убеждая оппонента. Восхищаясь кадрами операторов и красотой природы, они говорят о гармонии, которая должна быть в любом мастерстве или творчестве.

Аскольд Запашный, дрессировщик: «Если мы позволим животным жить где-то за забором, не будем вмешиваться в их жизнь, и говорить, что звери доступны только узким специалистам, а остальным людям нет и только с помощью объектива видеокамер, то мы потеряем очень много. Не сможем учить детей чему-то прекрасному, если они не будут контактировать с животными, мы не будем развиваться».

3D-технологии, которые в «Нэйшнл Джеографик» хотят активно применять в перспективе и в документалистике, должны приблизить ценителей дикой природы к этому миру. И пусть он никогда не станет понятен каждому, главное — правильно к нему относиться.

Читайте также