Эталон русской песни

01.03.2011, 19:22

Видео программы «Сегодня»

От певческой артели к эталону народной песни. 100 лет отмечает хор Пятницкого.

В эти минуты в Государственном Кремлевском дворце затягивают «Ой, то не вечер, то не вечер», готовясь перейти от душевной лирики к задорным кадрилям и частушкам. С таким, почти неизменным за столетие репертуаром, выступает Государственный академический русский народный хор имени Пятницкого.

Он появился ровно век назад, когда знаток фольклора Митрофан Пятницкий выписал из нескольких губерний поющих крестьян и организовал им концерт на сцене Московского благородного собрания.

Кто поет в этом хоре сейчас, и как ему живется в эпоху «Ютьюба» и «Эм-ти-ви», выяснял корреспондент НТВ Антон Вольский.

Хор Пятницкого — один из крупнейших советских брендов, русская народная культура на экспорт. В хор берут только лучших из лучших. Отбор, как в кремлевский полк: внешние данные ничуть не менее важны, чем вокальные.

Александра Пермякова, народная артистка России, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого: «Этот костюм — своего рода эталон. Он 44 размера, и когда девушки проверяются в хор Пятницкого, они обязательно надевают этот сарафан».

Участница хора: «Хочешь есть — попей воды. Это наш девиз».

Как и 100 лет назад, исполнители — со всей России. Сейчас в хоре артисты из 30 регионов. Москвичи в меньшинстве. Настоящая народная музыка воспитывается вдали от мегаполисов.

Виталий Максиков: «У меня мама была первой запевалой в деревне, будучи молодой. В деревне, знаете, всегда поют, и на гармошке».

Сейчас в хоре совсем не так как было при его основателе Митрофане Пятницком. Вместо 18 — более 80 человек, свой оркестр и даже балет.

Геннадий Пузаков, балетмейстер: «Даже у нас некоторые девчонки хоровые тоже танцуют с балетом вместе».

Универсальность — отличительная черта хора Пятницкого. Это в Большом одни танцуют, другие поют, здесь же все народно, и даже полученные на репетициях навыки можно с успехом применять в обычной жизни.

Хотя очевидно, что классический подход в хоре без Пятницкого все-таки победил. Основатель ансамбля всегда выступал за незыблемость традиций. Его исполнители были крестьянами без специального образования, которые дома пели те же песни, что и на сцене, ну, и уж конечно без всякой хореографии. По фотографиям видно, что средний возраст артистов 100 лет назад был по меньшей мере в два раза выше, чем сейчас.

Александра Пермякова, народная артистка России, художественный руководитель Государственного академического русского народного хора им. М. Е. Пятницкого: «И главное, что солисткой была Арина Колобаева, которой было 70 лет!»

До революции поющих крестьян вообще никто слушать не хотел. А после и того хуже: ансамбль Пятницкого обвинили в кулацком происхождении. Пришлось добавить в репертуар политкорректные авторские песни о коллективизации. По сути, это и определило дальнейшую направленность хора.

В советское время хор Пятницкого играл роль официального голоса титульной нации. Поэтому народные песни хор всегда разбавлял государственно-патриотическими. В наше время хор исполняет и современные популярные песни.

Митрофан Пятницкий задумывал хор, как своеобразный музей народных песен. Со сцены крестьяне пели то и так, как это делали их деды и прадеды, чье исполнение признавалось эталоном. Именно поэтому уже тогда 100 лет назад хор упрекали в архаичности. Но со временем ситуация изменилась на противоположную — хор сам стал эталоном. И если теперь где-то и поют народные песни, то скорее так, как это делает хор Пятницкого.

Читайте также