Эрмитаж в начале учебного года решил напомнить посетителям родную речь, достав из запасников буквари. Впрочем, вспомнить алфавит на выставке можно, даже глядя в тарелку или чашку. Встречаются и такие варианты первой книги.
Автор двух первых печатных азбук в России Иван Фёдоров. В его книжках только буквы, слова и нравоучительные тексты. Намного более художественный труд Кариона Истомина, впервые разработанный уже в конце XVI века для сына Петра I царевича Алексея. Здесь и стихи, и роскошные картинки.
К эпохе Петра относится и букварь уже с новым гражданским, алфавитом и личными исправлениями самодержца. А издание в серебряном переплете принадлежало внуку основателя Петербурга Павлу I. В нем соединены вместе два букваря, немецкий и французский.
В начале ХХ столетия многие знаменитые мастера брались оформлять азбуки. Даже основатель «Мира искусства» Бенуа, который был совершенно не детским художником. Ну и азбука у него получилась больше для взрослых, слишком уж эстетская, изысканная. Стоила такая азбука, понятно, недешево и со временем стала одним из главных символов утраченного дореволюционного мира.
Читайте также
- Библиотека Эрмитажа раскрыла зрителям ценнейшие фолианты
- Лавка древностей: античную литературу «одевают» в керамику и каррарский мрамор
- Эрмитаж открыл новые залы экспозиции «Галерея Петра Великого»
- В Эрмитаже отметили День изгнания французских войск из России
- В Эрмитаже можно погрузиться в атмосферу классического Средневековья
- Эрмитаж купил финальный вариант картины Бёклина «Остров мертвых»