Зрада с перемогой: в Гонконге показали фильм о Майдане с китайскими субтитрами

01.09.2019, 15:57

Видеосюжет: Анатолий Майоров
Видео программы «Итоги недели»

Происходящее в Гонконге уже нельзя назвать просто протестами. Пекин объявил, что это самый сложный кризис со времен перехода Гонконга под его правление. Да, с Тяньаньмэнь нынешние события сравнивают лишь на Западе. В Китае это считают информационной войной. Но никто не понимает, как из этого кризиса выйти.

Все слышат, как лидеры протеста объявляют, что Гонконг будет известен всему миру своей борьбой за демократию, а не Джеки Чаном и пельменями димсам. То есть они в этой войне с Пекином хотят идти до конца и вступать в переговоры не собираются. Материковый Китай — мощная держава с ядерным оружием и огромной армией, конфликт с ней может закончиться очень плохо. Но и в Пекине понимают, что силовая операция закончиться плохо может для всех.

На крыше — снайперы, внизу — стрельба по людям. Если про агрессию полиции для Запада — план крупный, а на общем — все, как на самом деле было: полиция не в нападении, а в глубокой обороне, толпа рвется к гарнизону китайской армии в Гонконге. По значимости это как Пентагон в Америке, но здесь его штурмуют, бьют и поджигают. В ответ — водометы с краской и газ.

Тактика полиции — загнать протесты в самый узкий коридор, попутно расчистить все уличные баррикады. Демонстрантов вытесняют с широких улиц и проспектов в узкие улочки и переулки. Там им уже некуда бежать, весь расчет на то, что протестующие разбегутся по разным сторонам уже в одиночку.

Расчет не оправдался. С улиц протест ушел в длинные переходы гонконгского метро и снова на поверхность. Несколько лидеров задержаны. Но демонстративно в последние секунды под камеры врывается кто-то из медслужбы протестующих, чтобы крупным планом, как у гарнизона днем, показать агрессию полиции по отношению к раненым и беззащитным. Это уже похоже на настоящую спецоперацию, причем с обеих сторон. Полиция блокирует входы, а протестующие, наоборот, пытаются ударить полиции во фланг.

Хаос в городе по два-три раза каждую неделю, по субботам — хаос с огоньком «коктейлей Молотова». Накануне протест организован НКО «Гонконгский форум из Лос-Анджелеса». Люди на другом краю земли просят выйти против тоталитарного Китая, который «наступил на нас, как на тараканов». Речь, видимо, про бэтээры на гонконгских улицах в четверг. Тысячи статей и репортажей вышли с заголовками о военном подавлении протестов. Хотя Пекин предупреждал о плановой ротации своих гарнизонов в Гонконге и Макао. Предупреждает и сейчас, первые реальные шаги уже намечены.

Виктор Гао, вице-президент центра по вопросам Китая и глобализации (Пекин): «Я думаю, что для восстановления закона и порядка правительство Гонконга или в конечном счете правительство Гонконга совместно с центральным правительством Китая должно принять законные меры, например, программу для объявления чрезвычайного положения в Гонконге».

Тему, которую аккуратно обошла секретарь Гонконга Кэрри Лам на брифинге во вторник, разжевали аналитики в Пекине. Режим ЧП — это запрет на балаклавы с масками, комендантский час, ограничение работы соцсетей и Интернета в целом. Мощный удар по организаторам. И они внезапно вспомнили про зраду с перемогой. Звучат мнения о четырех ошибках Януковича в Киеве, три из которых уже произошли в Гонконге. На уличных лекциях с проектором гонконгцам рассказали, где эта загадочная Украина и почему допустимы жертвы во время революции. На публичном просмотре фильма о Майдане 2014 года с китайскими субтитрами все даже удивились, как много общего у двух протестов.

Марши миллионов и в Киеве, и Гонконге уже были. Фонарики на маршах — тоже. В Киеве штурмовали мэрию, а в Гонконге — законодательный совет. И там протестующие использовали лазеры. В буддистском регионе против полиции тоже выходили с православными иконами и, самом собой, звездно-полосатым флагом.

Макс Блюменталь, журналист, основатель интернет-портала Grayzone (США): «Их обучают методам Джина Шарпа, которого считают гуру ненасильственного противостояния. Благодаря методике в 2000-е годы стали возможны цветные революции в Сербии, потом в Киргизии, затем и на Украине. В Гонконге все еще прозрачнее — из „Национального фонда демократии“, основанном ЦРУ еще при Рейгане, средства получают лидеры, тот же Джошуа Вонг».

Но Джошуа отрицает все обвинения в иностранном финансировании. Протест — мирный, народный, хаотичный. На этой неделе Вонг даже успел посидеть в тюрьме, его отпустили под залог с недвусмысленным намеком, который очевидно не подействовал.

Джошуа Вонг, лидер протестов: «Гонконг находится под властью Пекина, но при этом не является частью материкового Китая. Мы за демократию, свободу и автономность. Мы хотим, чтобы люди знали: мы продолжим борьбу, несмотря на все угрозы Пекина».

Требований уже шесть. Свежее, шестое — убрать с улиц анализаторы воздуха, в них заподозрили камеры слежения; отменить поправки к закону об экстрадиции, которые уже отменены; расследовать действия полиции, наказать виновных, реформировать избирательное право и отпустить всех арестованных 900 человек, не успевших убежать в Тайвань.

Невыполнимые требования к власти, с красивыми картинками и романтикой протеста публикуют на стене в подземном переходе. Еще давно ее назвали стеной Леннона, хотя за 5 лет следа от пацифизма не осталось.

Сейчас в Гонконге минимум 15 таких стен, но ни одна из них не похожа на ту стену Джона Леннона, которая появилась в 2014-м. Тогда было про мир, дружбу и любовь, сейчас это уже боевые манифесты протестующих. Здесь — цели в гонконгском правительстве, кто виноват во всех бедах, здесь можно было найти адреса сотрудников полиции, которые разгоняли демонстрантов (потом эту информацию со скандалом отсюда сняли). А сейчас здесь можно найти инструкцию по изготовлению оружия в домашних условиях и «коктейля Молотова» классического и липкого — с добавлением пластмассы.

Инструкции на стенах, а тактика уже под кожей. Самая модная татуировка в мятежном городе так и называется «Гонконг, добавь огня». Два иероглифа, придуманные художником в Тайване, читаются по вертикали и горизонтали. Татуировщик Каул Ли в своей студии бьет их за полчаса почти бесплатно.

Каул Ли, владелец тату-салона: «Я беру деньги только за материалы. А их передаю в специальный фонд поддержки. Я не знаю его правообладателей, но в последнее время их стало очень много. Информация о них распространяется на форумах».

Протестам 85 дней. У них финансирование, лидеры, блок силовой поддержки и, что самое тревожное для Пекина, теперь есть субкультура. Бесплатные наколки — вершина айсберга. Строительные магазины завалены респираторами, касками и огнестойкими перчатками, которые разбирают за день. Это модно. «Если мы сгорим, вы сгорите вместе с нами» — новый лозунг прогрессивной улицы. Убитых пока нет, но уже есть самоубийцы — пятеро мятежников, один с запиской «Так держать, Гонконг».

Читайте также