Петербург еще не видел столько испанских шедевров

25.02.2011, 15:52

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В рамках открытия Года России в Испании в Эрмитаже открылась крупнейшая выставка из собрания Национального музея «Прадо».

2011 год объявлен перекрестным Годом России и Испании. Его символическим стартом стало открытие выставки «Прадо в Эрмитаже». Из Мадрида в Петербург привезли 66 шедевров, создававшихся на протяжении пяти веков.

Экспозицию, размещенную в Николаевском зале, справедливо называют уникальной, потому что впервые в истории Национального музея Прадо (Museo Nacional del Prado) такое количество работ известных мастеров покинуло пределы Испании. Если не считать 1939 года, когда эти холсты были эвакуированы в Женеву. Договоренность о проведении выставки была достигнута еще в 2009-м.

Какие полотна привезли в Эрмитаж, знает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Выставку галереи Прадо в Эрмитаже без преувеличения можно назвать уникальной. Никогда таких больших и представительных экспозиций на было организовано за пределами Испании. Из Мадрида привезли шедевры живописцев, полотна которых столетиями отбирали испанские короли. А потом заставили такой коллекцией восхититься весь мир.

Для выставки работы тщательно отбирались. Для испанских и наших искусствоведов важно было предъявить публике не только лучшее. Но и то, что не представлено в Эрмитаже и российских музеях.

Святослав Саватеев, куратор выставки со стороны Эрмитажа: «Это Иероним Босх „Извлечение камнем глупости“. Вейден „Оплакивание“, „Портрет неизвестного“ Альбрехта Дюрера и картина Рафаэля „Святое семейство с ягненком“».

Внимание посетителей при входе в Николаевский зал сразу захватывает тициановский портрет Карла V — императора Священной Римской империи и короля Испании. После создания этого холста монарх сделал художника главным придворным портретистом.

Интересно, что Тициан использовал композицию предыдущего художника, но написал Карла совсем в иной манере, изменив колорит картины, а заодно и образ короля. Такое более мягкое решение было принято с восторгом.

Кроме портретов царственных особ — Филиппа II, Изабеллы Валуа и дочерей — есть изображения их шута. Это полотно нидерландского живописца Антониса Мора. Среди портретов самодержцев интересными и самыми ожидаемыми прежде всего были картины Франциско Гойя. В том числе Фердинанда VII.

Святослав Саватеев, куратор выставки со стороны Эрмитажа: «При том, что фигура расположена на нейтральном, даже темном фоне, с помощью цветов и тонов удается создать богатейший зрительный эффект».

Гойя в одном взгляде выразил все коварство короля, который интригами сверг своего отца Карлоса IV. И, кстати, находясь уже на троне, основал галерею Прадо. Недаром Гойя пришелся ко двору Фердинанда. Монарх понимал значение искусства, а Гойя намного опередил свое время.

Такого определения достоин и его предшественник Диего Веласкес. Привезли три работы мастера. В Эрмитаже есть его картины, но самое значительное собрание в Мадриде.

Михаил Дединкин, зам. заведующего отдела западноевропейского искусства Эрмитажа: «Такие вещи, как большой портрет Инфанты, они практически никогда не покидают стен музеев. И это, наверное, одно из самых значительных произведений на выставке».

По-настоящему работы Веласкеса были оценены лишь в XIX веке. А одним из тех, кто вырос на его художественных идеях, был Эдуард Мане. В Эрмитаже представили каждого значительного художника из собрания Прадо. Поэтому на выставке и три работы Эль Греко с портретом «Рыцарь с рукой на груди».

Прадо по праву гордится лучшей коллекцией художников от Ренессанса до ХХ века. Один из крупнейших музеев европейского изобразительного искусства своим собранием обязан страсти испанских монархов к коллекционированию и способности распознавать таланты среди художников-современников. Можно согласиться с мнением французского писателя Теофиля Готье: «Прадо, скорее, музей живописцев, чем музей живописи».

Читайте также