Диспетчерские старты

18.02.2011, 13:28

Видео программы «Сегодня»

В Минске прошли международные соревнования авиадиспетчеров. За звание лучшего в профессии боролись участники из восьми стран.

В Минске прошли международные соревнования авиадиспетчеров. За звание лучшего в профессии боролись участники из восьми стран. И хотя демонстрировать свое мастерство им пришлось исключительно на виртуальных самолетах и спасать воображаемых пассажиров, напряжение было вполне реальным.

За турниром, больше напоминающим тактические учения, наблюдал корреспондент НТВ Георгий Гривенный.

Самолет — еще только небольшая светящаяся точка в небе, но на Земле уже все готово.

Валерий Сулейманов, заместитель генерального директора по организации воздушного движения «Белаэронавигация»: «Сейчас была разгрерметизация воздушного судна, и диспетчер предложил посадку на ближайшем аэродроме, вывел погоду по аэродрому. Экипаж заходит на посадку».

Диспетчер: «5495, сообщите, если раненые на борту? Ваша высота 3300 метров. Продолжайте снижение. Медицинская помощь будет готова сразу после посадки».

К счастью для всех и в воздухе, и на твердой почве фюзеляж цел, никто не ранен, да и вообще все это — моделирование ситуации. Своеобразные учения, которые авиадиспетчеры решили совместить с конкурсом «Лучший по профессии».

В обычных ситуациях между ними — от нескольких сотен до нескольких тысяч метров, но конкурс подразумевает некое масштабирование: диспетчерский центр, а в пяти метрах от него — кабина пилота.

В роли командиров воздушных судов выступают будущие диспетчеры Минского аэропорта. Говорят, что перед тем как начать руководить воздушной ситуацией с Земли, хорошо бы сначала увидеть, как это все видится с воздуха. Этой профессии Павел пять лет учился — полноценное высшее образование. Помимо общего курса точных наук специализация «Английский» и даже посещение настоящей кабины пилота, чтобы знать, как работают те, с кем потом ты каждый день будешь вместе взлетать и садиться.

Павел Михович, выпускник Минского государственного высшего авиационного колледжа: «Стрессовые ситуации, отказы, и сразу видно: у человека голос меняется. Немножко мандраж начинается. Да, это требует и подготовки специальной, конечно, и собранности диспетчера».

Конфликт в их работе — это когда появляется угроза пересечения небесных траекторий. Говорят, что на тренажерах все то же самое. Почти. Ну а на вопрос, а в чем главное отличие, они говорят: вы просто глаза от монитора поднимите. Если это тренажер, то увидишь перед собой просто стенку, а если настоящий индикатор воздушной обстановки, то настоящую взлетно-посадочную полосу с реальными самолетами и живыми пассажирами в них. И мировосприятие тут же, конечно, кардинально меняется.

Диспетчер минского аэропорта Владимир Лепкович говорит, что работа очень нервнозатратная, но сложно только по началу. Первых лет 10.

Владимир Лепкович, авиадиспетчер: «Этот как водитель транспортного средства, ты тоже сразу не можешь сказать, что ты профессионал, даже отъездив 5–10 лет и больше. Как говорится, ты можешь попасть в любую ситуацию, которая тебя может и подвести. Ты на дороге зависишь от кого-то, а в воздухе ты просто доверяешь полностью тому, кто руководит тобой».

Подумав над монитором, диспетчер добавляет: и работаем мы все же в первую очередь с людьми, а потом уж с техникой. И просит не мешать. Вот еще один просит наставить его на курс истинный.

Читайте также