«Ватсон» выиграл миллион долларов

17.02.2011, 19:28

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

Американская «Своя игра» с участием двух знатоков из плоти и крови и одного суперкомпьютера продолжалась с перерывами три дня.

В США компьютерные игры тоже закончились полным поражением человека. Иски, впрочем, никто подавать не собирается: на состязание в эрудиции с бездушной машиной заокеанские коллеги Анатолия Вассермана пришли абсолютно добровольно.

Американская «Своя игра» с участием двух знатоков из плоти и крови и одного суперкомпьютера продолжалась с перерывами три дня. В результате победитель, точнее, его хозяева, получили супер-выигрыш.

За игрой следил корреспондент НТВ Алексей Веселовский.

«Ватсон» — это новый суперкомпьютер от «Ай-би-эм» (IBM). Почти три тысячи процессоров, 16 терабайт памяти. Он знает 200 миллионов страниц текста — книг, энциклопедий и словарей, способен в секунду производить 80 триллионов операций. Для сравнения айбиэмовский «Дип Блю» (Deep Blue), который в 97-м обыграл в шахматы Гарри Каспарова, делал 100 тысяч операций в секунду.

Но главное: «Ватсон» понимает не просто слова, а нормальный человеческий язык. И даже ассоциации.

Дэвид Феруччи, ведущий инженер программы «Ватсон»: «„Дип Блю“ знал все возможные шахматные ходы, мог просчитать все возможные варианты. В шахматах все структурировано, это математика. А язык для компьютера — почти неизвестная территория. Он же не понимает шуток и иронии. У него только набор слов. Так что у нас задача была посложнее».

«Джепарди» — аналог шоу «Своя игра», выходящем на канале НТВ. Как и в «Своей игре», в вопросах участникам здесь часто скрыт подтекст, игра слов, которую и люди не всегда понимают, не то что машина. Тем более, когда ответ нужно дать в течение считанных секунд. И «Ватсон» неплохо справляется.

Против машины выставили двух лучших игроков телевикторины последнего десятилетия. Кен Дженнингс выиграл 74 игры подряд, заработав полтора миллиона долларов. А Брэд Раттер своим интеллектом сорвал самый большой куш — свыше трех миллионов долларов. Но кибермозг «Ватсона» им почти не оставил шансов.

Брэд Раттер, участник телевикторины: «Несколько странно играть с машиной. Этот механический голос… И еще потому, что часть игры строится на эмоциях, а у „Ватсона“, как вы понимаете, их нет вовсе. Его невозможно разозлить. И он очень быстро жмет на кнопку».

Еще «Ватсон» умеет рисковать. Специальный алгоритм просчитывает, что выгоднее — промолчать или все же дать ответ, пусть машина в нем и не уверена. Когда «Ватсон» сомневается, картинка шара на мониторе стыдливо краснеет.

Но игрокам компьютер почти не оставил шансов, хотя в некоторых темах сам провалился. Кен Дженнингс, отвечая на финальный вопрос игры, и уже предчувствуя поражение, написал: «Приветствую наших новых компьютерных богов».

«Ватсон», конечно, легко найдет, что это цитата из «Семейки Симпсонов», но шутку не поймет.

Джон Келли, вице-президент «Ай-би-эм»: «„Ватсон“ удивительным образом понимает, что у него спрашивают люди, моментально ищет ответ. Но пока есть масса областей, где он слаб и не может конкурировать с человеком. Конечно, мы теперь намного ближе к возможностям человеческого мозга, но если сравнивать, то компьютерам до нас еще очень далеко».

Впереди у «Ватсона» тестирование в двух американских клиниках. Он будет помогать диагностировать больных. Сейчас «Ай-би-эм» закачивает в машину медицинские энциклопедии, истории болезней и диагнозы миллионов пациентов. А вообще, по мнению создателей, такой компьютер можно использовать практически везде, пока, правда, под контролем человека.

Вряд ли стоит всерьез рассуждать, что искусственный интеллект наконец превзошел человеческий. Пусть компьютер и выиграл, но нельзя забывать, что создавали его специально для этой игры в течении четырех лет 25 ученых. Без них он был бы просто грудой железа. Это элементарно, «Ватсон!»

Читайте также