Смертельно укушенного гадюкой россиянина можно было спасти

23.07.2019, 14:09

Видео программы «ЧП»

Cкончавшийся после укуса гадюки житель Челябинской области — не первый, чья жизнь этим летом оборвалась после встречи со змеей. Все эти истории могли закончиться по-другому, если бы в больницах нашлось противоядие. Пока его искали, упустили драгоценное время. Медики заявляют, что укусы змей явление редкое и у сельских больниц нет денег, чтобы постоянно закупать вакцины.

Эдуард Боровиков умер через 12 часов после укуса. Этого времени вполне могло бы хватить для того, чтобы ввести антидот и спасти мужчину, но у медиков не нашлось противоядия.

Виктория Боровикова, сноха погибшего: «Змея его укусила между большим и указательным пальцем. Рука начала очень сильно отекать, было очень заметно».

Убитую змею Эдуард забрал с собой, чтобы показать медикам. Как только он вернулся домой, родные сразу же вызвали скорую. Мужчину увезли в районную больницу, к тому моменту он уже стал терять сознание. Состояние ухудшилось. Врачи, вспоминает Виктория, собрали целый консилиум, поскольку долго не могли определить вид пресмыкающегося. Сделать это смогли по фотографии в Интернете и только после этого заказали противоядие в другой клинике.

Виктория Боровикова: «Мне грубо ответили: она у меня в кармане, что ли, лежит или в шкафу, где я ее достану? Врач сказал, что куда мог позвонить, позвонил».

Пациента поместили в реанимацию, но лучше ему не стало. Стали проявляться симптомы сильной интоксикации. А вскоре родным сообщили: Эдуард умер.

Иван Боровиков, брат погибшего: «Если нет антидота, можно было его перевезти в Челябинск. Для проведения тяжелых операций они же все равно в Челябинск переводят, почему в этом случае так не сделали? Мне кажется, халатно отнеслись, мол, змея укусила, что такого, у нас тут ужи ползают да гадюки, она неядовитая типа».

Сотрудники районной больницы уверяют, что сделали все возможное: заказали вакцину, которую даже привезли — правда, только на следующий день, когда пациент уже скончался. По словам главного врача, к трагическим последствиям укусы змей, в частности гадюк, приводят редко, поэтому закупать вакцины, учитывая, что срок годности у них небольшой, медикам просто невыгодно.

Владимир Самохвалов, главный врач районной больницы с. Долгодеревенское: «Это сам по себе очень тяжелый препарат. Хороший реаниматолог 300 раз подумает, вводить его или не вводить, потому что, как говорится, это все небезопасно».

Когда аллергическая реакция очевидна, нельзя терять ни минуты, уверен профессор кафедры судебной медицины Эдуард Туманов. Даже если человек выживет, это может привести к тяжелым последствиям, как в случае с пенсионеркой из Ярославской области. Она попала в больницу в тяжелом состоянии после укуса гадюки. И ни в одной больнице поблизости не оказалось антидота.

Прокуроры пытаются выяснить, можно ли было спасти пациента, если бы медики вовремя ввели антидот. В надзорном ведомстве по факту смерти Эдуарда Боровикова начали проверку.

Константин Семченко, прокурор Сосновского района Челябинской области: «Мы будем проверять, конечно, должна ли быть вакцина или нет. В настоящее время я знаю, что в Минздраве проверка проводится аналогичная, там выясняют, почему препарата не было и в ЦРБ и должен ли он быть там или, скажем, где-то в Челябинске, или в области для скорейшей доставки».

Медики говорят, что они обзвонили все ближайшие клиники, но найти антидот в итоге удалось лишь в Челябинске, примерно в 30 километрах от районной больницы. При самом неблагоприятном раскладе доставить вакцину можно было за 40–50 минут. Теперь предстоит выяснить, почему она оказалась в клинике лишь на следующий день.

Читайте также