Полиция Египта проверяет силу «Фейсбука»

15.02.2011, 19:15

Видео программы «Сегодня»

Египетские военные пообещали освободить всех задержанных во время митингов последних недель, выполнив таким образом одно из главных требований оппозиции.

Египетские военные пообещали освободить всех задержанных во время митингов последних недель, выполнив таким образом одно из главных требований оппозиции. Объявлено также, что действия правоохранительных органов, допустивших насилие, будут тщательно расследованы, чтобы вернуть спецслужбам положительный имидж.

К его созданию привлекают и Интернет. В социальной сети «Фейсбук» (Facebook) создана страничка МВД Египта. В эффективности сетевых технологий египтяне уже имели возможность убедиться. Вервые призывы к антиправительственным акциям появились именно на «Фейсбуке».

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков встретился с одним из вдохновителей той кампании.

Он один из тех, кто первым 25 января вышел на площадь Тахрир. Об этом через «Фейсбук» он договорился со своими друзьями. Но тогда Омар и не догадывался, что свержение Мубарака спустя недели могут назвать египетской фейсбук-революцией.

Омар Аббас, фейсбук-активист: «Никто не подумал, что это будет революция. Максимально, что мы хотели, чтобы власти поменяли, например, министра или закон».

Правда, митинговал Омар на площади недолго. Через несколько часов его арестовали. Сотрудников спецслужб на допросах интересовало, заплатили ли ему из-за границы и что он хочет от Мубарака.

Омар Аббас, фейсбук-активист: «Все видели, что я работаю русским гидом. Он мне задал вопрос, как я отношусь к Марксу, например, Ленин нравится мне как человек или нет».

Бизнесмен Халид Махран — также один из участников оппозиционного фейсбук-соощества. В Интернете оно существовало более двух лет, но Халид удивляется, как все это не заметили египетские спецслужбы.

Халид Махран, предприниматель: «Я присоединился к этой группе в „Фейсбук“. И когда все было назначено на 25 января, тоже вышел на Тахрир, хотя мне есть что терять. Я человек небедный, но зачем мне миллион, если в стране нет свободы и я в любой момент мог оказаться с этим миллионом в тюрьме?»

Фейсбук-революция за несколько дней переросла в кэмэл-столкновение. Активисты на верблюдах, когда в Египте отключили Интернет, все же стали главной ударной силой. Теперь у основателей оппозиционных интернет-сообществ другая идея — создать свою партию.

Омар Аббас, фейсбук-активист: «„Фейсбук“ — это для партии, можно сказать. Но неофициально».

Силу «Фейсбук» решила проверить и полиция Египта. Теперь она открыла свою страничку, куда можно жаловаться и писать свои предложения. В МВД уверены, что реформа египетской полиции должна начинаться через «Фейсбук», в Высший военный совет страны, когда практически бездействует МВД, приступил к поиску денег Мубарака.

К Соединенным Штатам и Евросоюзу Каир обратился с просьбой заморозить счета и активы семьи экс-президента. В Египте состояние Мубарака и его ближайшего окружения оценивают в 70 миллиардов долларов. Хотя газеты пишут, что официальная зарплата президента была всего 808 долларов, а остальное — это доходы от приватизации государственных предприятий.

Журналисты эту схему называют самой крупной аферой в Египте со времен фараонов. На улицах Каира уже обсуждают, что надо сделать с миллиардами Мубарака, если их вернут.

Гражданка Египта: «Его нужно казнить, как Саддама, а деньги вернуть. Часть отдать нам, бедным людям, а остальное направить на создание новых рабочих мест и помощь семьям погибших».

Соединенные Штаты и Евросоюз ответили Каиру, что рассмотрят возможность блокирования счетов, а вернут деньги, если новые власти Египта смогут доказать их коррупционное происхождение.

Читайте также