Споры вокруг документа не утихают

15.02.2011, 10:05

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

Что изучать в старших классах обязательно, а что нет? Пожелания и замечания, начиная с этого дня, смогут высказать пользователи Интернета.

Что изучать в старших классах обязательно, а что нет? Пожелания и замечания, начиная с этого дня, смогут высказать пользователи Интернета. На сайте Министерства образования должен появиться новый доработанный проект стандарта учебных программ для старшей школы. Споры вокруг документа не утихают несколько месяцев.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Ивлиева.

Пока дети из ростовской гимназии, как и их сверстники во всех остальных российских регионах, изучают русский язык и литературу в полном объеме. Будет ли это происходить и в старших классах? Или родной язык может стать факультативным? Это самый задаваемый сегодня вопрос и школьниками, и родителями, и даже самими учителями.

Галина Пищевая, преподаватель русского языка и литературы гимназии №19 Ростова-на-Дону: «Первый вопрос, который возникает у родителей: куда делся государственный язык? Почему государственного языка нет в этом перечне? Естественно, мы на эти вопросы сегодня ответить еще не готовы».

Интересно, но и дети считают, что русский язык и литература должны быть обязательно сохранены и преподаваться в полном объеме.

Игорь Розенберг, ученик гимназии №13 Нижнего Новгорода: «Меня очень сильно удивило, что нет русского языка, например, потому что мы все-таки живем в России, мы должны знать язык, на котором мы говорим».

Все с нетерпением ждут доработанной версии проекта. Появление первого варианта в ноябре 2010 года вызвало шквал критики и недоуменных вопросов.

Во-первых, написано все было сложным и малопонятным для восприятия языком. Во-вторых, недоумение вызывает сама идея, что ученику предстоит делать выбор между литературой или родным языком. И почему нельзя углубленно изучать одновременно все эти предметы, оказавшиеся в одной корзине? Это сильно удивило педагогов. И такая же ситуация еще со многими дисциплинами.

Татьяна Базжина, доцент кафедры словесности научно-исследовательского университета Высшей школы экономики: «Представьте себе, что ребенок выбирает так называемую математическую образовательную траекторию. Тогда у него есть зона, которая называется „математика и информатика“, он выбирает оттуда алгебру и начало анализа и геометрию. Скажите, будущему математику информатика совсем не нужна?»

Согласно задумке авторов проекта, должна быть полностью изменена система обучения детей в старших классах. Предполагается, что они в зависимости от своих наклонностей некоторые предметы будут изучать на минимальном уровне, а необходимые для будущей профессии — на профильном. И от этого выбора зависит количество часов, отводимых на предмет.

Сама идея изучать то, что точно пригодится в будущем, и детям, и родителям, и преподавателям, судя по отзывам в Интернете, все же нравится.

Галина Пищевая, преподаватель русского языка и литературы гимназии №19 Ростова-на-Дону: «Когда мы учились, я помню очень хорошо, мы всегда возмущались, мол, зачем мне столько химии? Зачем мне столько физики? Я совершенно в этой области работать не собираюсь. Сейчас, по сути, мы пришли, наконец, к тому, что, наверное, у детей будет возможность общее развитие — чуть-чуть химии, чуть-чуть физики, а вот найти себя возможности, конечно, гораздо больше».

Всего разработчики проекта выделили шесть предметных групп. Первая — это русский язык и литература, а также родной язык. Вторая — иностранные языки. Третья — математика и информатика. Четвертая — общественные науки. Пятая — естественные науки. Шестая — искусство или предмет по выбору.

В каждой из этих групп ученик сможет выбрать одну-две дисциплины. Кроме того, остаются четыре предмета, которые будут обязательны для всех: курс России в мире, ОБЖ, физкультура и собственный исследовательский проект. Таким образом, число предметов в старших классах сократится почти вдвое.

Однако и школьникам, и их родителям пока что рано волноваться из-за нововведений. Уже известно, что новый стандарт для старшей школы станет обязателен не ранее 2020 года, и то при условии, что он получит общественное одобрение. Если же этого не случится, то, по словам главы Министерства образования Сергея Фурсенко, будет объявлен еще один конкурс на его разработку.

Читайте также