Ручная работа из Дагестана

10.02.2011, 13:22

Видеосюжет: Омар Магомедов
Видео программы «Сегодня»

Крупнейшие музеи мира направляют заказы на резьбу по дереву в небольшое дагестанское село.

Крупнейшие музеи мира направляют заказы на резьбу по дереву в небольшое дагестанское село. О мастерстве местных умельцев восторженно писали еще столетия назад. Трости, скульптуры и даже телефонные аппараты они создают из дерева, придавая им уникальные образы и создавая неповторимые узоры.

Корреспондент НТВ Омар Магомедов заглянул в мастерские.

Необходимые для работы материалы Магомед Али вместе с сыном ищет в горных ущельях. Только здесь на высоте почти 2 000 метров растут дикие плодовые деревья — кизил, абрикос и груша.

Подмастерье: «Ты можешь на глаз сказать, что можно сделать?»
Магомедали Магомедалиев, мастер: «Да, из него получится шикарная просто трость, да она, видите, уже почти прямая она».

Благодаря плотной структуре древесина выдерживает любую обработку, а изделия хранятся столетиями. В мастерской заготовки распаривают на огне и придают им нужную форму.

Корреспондент: «А не боитесь, что дерево треснет, испортится?»
Магомедали Магомедалиев: «Нет, не треснет. Если оно полностью тепло взяло, оно не треснет».

Раньше почти окаменелую древесину приходилось обрабатывать вручную. Сейчас всю тяжелую работу мастера выполняют на станках.

Магомедали Магомедалиев: «Сверлим изнутри, красим морилкой и лакируем. И вот на стол».

Когда древесина обретает форму, приступают к насечке инкрустации. Мастер прорезает на изделии узор, вколачивает проволоку из полудрагоценного металла, в данном случае, это — мельхиор, легкими ударами молотка. Вот так, не спеша, появляется задуманный рисунок.

Магомедали Магомедалиев: «Когда что-то у меня красиво получается, я получаю от этого удовольствие. Она у меня дома тоже стоит. Я, например, вазу сделал. Но это и доход тоже. Я этим обеспечиваю и кормлю свою семью».

После участия в международной выставке Магомедали стал получать заказы со всего мира. В Абхазии популярны шахматы, в Москве — курительные трубки. А за границей — инкрустированные телефонные аппараты. Дагестанцы чаще заказывают бочонки для коньяка, кувшины. А самый необычный заказ — обшивка для салона автомобиля.

Магомедали Магомедалиев: «В итоге, таких заказов, которые я не смог бы сделать, не было в принципе, но бывают такие сложные заказы, но все возможно сделать, все возможно. Лишь бы было желание сделать — все получится».

В Доме детского творчества — стук молотка до позднего вечера. Ученики кружка инкрустации совершенствуют мастерство. Традиционное мастерство предков здесь передают с малых лет.

Фотографиями именитых мастеров обклеен почти весь коридор дома детского творчества. Впрочем, главная гордость — вот этот снимок: дагестанцы в гостях у вождя мирового пролетариата.

Оригинальные издания унцукульских мастеров до сих пор дарят главам государства и приобретают самые известные музеи мира. Однако, за всю историю существования ремесла секреты знания умельцев практически никогда не покидали пределов аула.

Читайте также