Дорога Победы как символ подвига

07.02.2011, 18:25

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Историческое событие отметили в выходные в Петрокрепости. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли.

Историческое событие отметили в эти выходные в Петрокрепости. В 1943 году 7 февраля в блокадный Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Временная железная дорога просуществовала чуть более года, до марта 44-го.

Путь пролегал по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в нескольких километрах от немецких артиллерийских позиций. У мемориального паровоза встретились очевидцы и участники тех событий.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

В Петрокрепость они приехали почти тем же маршрутом, которым в феврале 43-го сюда пришел первый состав из блокадного Ленинграда. Паровоз поезда, доставившего на Большую землю груз из осажденного города, давно уже памятник. А железнодорожники, строившие и поддерживавшие ту жизненно важную трассу, — ветераны.

Николай Прокофьев, осмотрщик вагонов: «Ладога закончила свое существование. Там уже не перевозили ничего ни водным путем, ни по льду. Вся нагрузка легла на железную дорогу, на эту Дорогу Победы. Мы, железнодорожники, и те, кто на ней работал, ее так и называли — „коридором смерти“».

Так называемый коридор смерти — это 33 километра железнодорожного полотна, уложенного на топких болотах всего за 18 дней. Строительство свайно-ледового моста от станции «Шлиссельбург» и железнодорожной линии до станции «Поляны» до сих пор считают невероятным с точки зрения инженерной науки и элементарных понятий безопасности.

Людмила Французова, директор мемориального музея «Дорога Победы»: «На всей территории было пять заброшенных путей. И когда шли поезда, ни по каким техническим условиям нельзя было допустить, чтобы колес поезда касалась вода. В данном же случае часто шел состав, и наполовину колеса была вода. На малом ходу, но все равно движение продолжалось».

Большинство из тех, кто обеспечивал движение поездов по Дороге Победы, были вчерашними школьниками. 7 февраля 1943-го, когда в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли, Маше Яблонцевой исполнилось 19.

Ей доверили должность старшего кондуктора. Во время рейсов она следила за сцепкой вагонов, но нередко приходилось и восстанавливать поврежденное при бомбежке полотно.

Мария Яблонцева, старший кондуктор паровоза Эм 741–48: «Как сейчас где-то яму разроют, и месяцами она стоит, пока ее закопают. А у нас было 40 минут ликвидировать, иначе задержится проход. Идет поезд. Смотришь, поезд уже перешел на ту сторону, а я еще на хвосте еду. Ну, думаю, раз паровоз на ту сторону перешел, так хвост-то тоже вытащит. А мост низководный, думаешь, рукой воду достанешь. Но ничего, проезжали, ехали».

Только за год дорогу Победы бомбили и обстреливали 1200 раз. Грузы старались перевозить под прикрытием бронепоездов.

Василий Акимов, установщик прицела в 5-й отдельной железнодорожной зенитно-артиллерийской батарее бронепоезда №5: «Били беспрерывно, почти каждый день. И вот в этот налет, когда мы сбили три вражеских самолета, участвовали в налете более 37 бомбардировщиков и девять истребителей. И при этом сброшено было 200 бомб только на этот наш бронепоезд».

Составы пускали ночью, один за другим. Избежать столкновений помогали сигнальные посты, оборудованные красно-зелеными фонарями, регулировавшимися вручную.

В музее «Дорога Победы» можно увидеть, как выглядели те землянки, которые с интервалом в два-три километра были устроены на протяжении всей трассы. В подобных укрытиях девушки-дежурные, работавшие живыми светофорами могли передохнуть и погреться, и наконец выпустить из рук фонари с красными и зелеными стеклами. Правда, когда движение было по-настоящему отлажено, такие перерывы случались совсем не часто.

За одну ночь только в одну сторону удавалось провести до 25 поездов. А за год с небольшим этим путем прошло шесть тысяч составов. Для современников шлиссельбургская трасса была «коридором смерти» и символом Победы. Для нас сегодняшних важней сохранить о ней память как о Дороге бессмертия.

Читайте также