Длинная история с коротким названием

05.02.2011, 19:05

Видео программы «Сегодня»

«Военный Давос» 2011 года стал историческим.

«Военный Давос» 2011 года стал историческим. Тон высказываний об Африке на 47-й мюнхенской конференции по безопасности был тревожным, а о российско-американских отношениях — бравурным. Хиллари Клинтон и Сергей Лавров обменялись ратификационными грамотами нового договора об СНВ — именно с этого момента документ юридически вступил в силу. В очередной раз поговорили и об отмене виз в Европу.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг передает из Баварии.

Не зря мюнхенскую конференцию по безопасности называют «военным Давосом». Раз в год, когда лидеры всей планеты — от Ангелы Меркель до Хиллари Клинтон и Пан Ги Муна — съезжаются сюда, в Баварию, чтобы обсудить вопросы безопасности мира, обеспечить их безопасность становится главной задачей для немецких спецслужб и полицейских.

Целый район в центре Мюнхена взят в кольцо и закрыт для посторонних. Но даже при такой защите для находящихся здесь, в гостинице «Баварский двор», участников мюнхенской конференции не могут не доноситься отголоски боев и беспорядков в далеком Каире. И повестка дня меняется на глазах.

Андерс Фог Расмуссен, генеральный секретарь НАТО: «Я шокирован тем насилием, которое мы видим сейчас в Египте и других странах Северной Африки и Ближнего Востока. Я уверен, что демократия строится не только на власти большинства, но и на уважении мнения меньшинства. На этом основано партнерство НАТО с Египтом и другими североафриканскими странами, так должно быть и в них самих. Однако, мы не можем вмешиваться в их внутреннюю политику».

Иными словами, страны НАТО сочувствуют полыхающему Египту, но сделать ничего не могут. На этом фоне едва ли не единственная добрая весть пришла из Москвы и Вашингтона. Хиллари Клинтон и Сергей Лавров поставили точку в длинной истории с коротким названием «Договор СНВ». Почти год ушел у американских и российских парламентариев на то, чтобы ратифицировать договор, заключенный в Праге президентами Обамой и Медведевым.

После обмена ратификационными грамотами документ вступит в силу: две ядерные державы начнут новый этап сокращения наступательных вооружений. Избежать и новой гонки оборонительных — отныне ключевая цель России.

Константин Косачев, председатель комитета Госдумы РФ по международным делам: «Речь идет об очень настойчивых требованиях американского Сената к собственному президенту развивать противоракетную оборону США во всех ее измерениях, вне зависимости от того, что по этому поводу думает Россия и вне зависимости от того, какая логика стратегического баланса заложена в договор об СНВ».

Что такое мироустройство по лекалам прошлого века не всем по душе, и не только в России, можно было заметить и за полями конференции. На центральной площади Мюнхена, рядом с местом проведения конференции по безопасности, проходит многотысячная демонстрация противников новой гонки вооружений.

Но Мюнхен — площадка не только для военных споров. Одной из главных тем для Сергея Лаврова и его немецкого коллеги Гидо Вестервелле вновь стал вопрос отмены виз между Россией и Евросоюзом. Хотя и на этот раз — скорее не вопрос, а многоточие.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Выражу надежду, на то, что в вопросе о продвижении к безвизовому режиму не будет действовать принцип великого немецкого философа „Движение — все, цель — ничто“».

Сколь медленным бывает движение к благим целям на саммите в Мюнхене видно нагляднее некуда. От впервые произнесенного Джозефом Байденом здесь же термина «перезагрузка» до ее первых плодов сегодня в отношениях Америки и России прошло два года.

Читайте также